14:00, 17 Апреля 2013 Версия для печати

Александр Ширвиндт: Рожающий Джигурда — история абсолютного амбициозного идиота

Худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт на днях представил свою новую книгу – «Проходные дворы биографии», где опубликовал свою переписку с женой, заканчивающуюся 1964 годом.

«А дальше пошли смс!» – в свойственной ему манере пошутил Александр Анатольевич.

– Печатное слово – уходящая натура нашей действительности. Так горько, когда слышишь из всех источников – начиная с молодежи и заканчивая президентом, что сейчас книга – это мертвый груз. Можно ехать с мигалкой и все увидеть на компьютере. И до чего мы докатимся на этих мигалках, если забудем, что без книг нельзя? Вы против прогресса?

– Нас загоняют в силиконы: эти замечательные груди, губы, псевдосиликоновые долины. Это начинает быть подозрительно бутафорским. Меньше грудей, губ и псевдообразования, дайте что-то натуральное. Чем больше и шикарней возможности, тем меньше натуры, души, сердца. Я понимаю, что есть опасность оказаться старомодным и приближенным к архаизму. Я терпеть не могу брюзжания «В наше время, в наше время». Но тем не менее наше время есть, и мы должны до последнего держаться за то, что в наше время было органичным, любимым и естественным. Надо вычленить что-то, чтобы нынешнее поколение имело возможность увидеть и оценить, если не полные кретины, конечно.

– Александр Анатольевич, сегодняшние актеры часто устраивают скандалы. Вы в этом никогда не были замечены. Неинтересно?

– То, как Джигурда сам в ванне рожает детей – это история абсолютно амбициозных идиотов. Когда вся жизнь строится на том, чтобы быть обязательно узнаваемым, и не дай бог, чтобы тебя через секунду забыли, – ужасно. Весь этот поток звезд-однодневок и сонмище звездорванок невозможно пережить.

– Но ведь сейчас все по этому принципу и живут!

– Приведу пример. В день смерти Сталина умер Сергей Прокофьев. Была страшная история, негде было напечатать некролог по Прокофьеву. Всё, что возможно – стены, небо и газеты – пестрело некрологами о Сталине. Сейчас происходит то же самое. Я прекрасно знал Борю Березовского. Это трагическая, жуткая, мистическая, огромная и мощная фигура. Я листаю газету, и каждый день по шесть страниц о нем с огромными фотографиями, как о Сталине в свое время. А в конце остается место только опубликовать голую Волочкову, чтобы, не дай бог, она не обиделась, что про нее забыли. А ведь Прокофьевы умирают, но о них не пишут.

– Недавно вы сказали, что Россия – мистическая страна. Действительно так считаете?

– Может, это кощунственно, но посмотрите репортажи с мест ЧП – наводнений, пожаров. Страшное дело, но стоят замечательные, толстомордые дамы, почему-то все в пуховиках. На руках – хорошо одетые дети. А ведь это погорельцы. Мистическая страна. Недавно меня удивило сообщение, что какой-то мужик средних лет, будучи нетрезвым, в одних тренировочных штанах и вьетнамках на босу ногу вышел в тамбур поезда. Оказалось, что это последний вагон. Он упал на рельсы и при двадцати пяти градусах мороза семь километров бежал по шпалам и добежал до какой-то сторожки, где его стрелочник пожалел, дал что-то выпить, и с ним ничего не случилось. Вы только на секунду представьте такую ситуацию! Вот это непобедимая страна!

– На недавней премии «Гвоздь сезона» на вас обиделись ведущие за резкие высказывания. Что там произошло?

– Есть премии, такие как «Калоша», когда премия вручается за что-то заведомо жуткое и вся процедура происходит в хамском и ироничном плане. Но «Гвозди» сделаны за достижения в театральном искусстве, и когда эти ребята, ведущие, перед каждой номинацией с ног до головы несут получателя награды, то бред получается. Либо сначала устройте капустник и этот обс...р, а потом Калягин вручит награды. А то они говорят: г...но-г...но-г...но, а потом: вот тебе «Гвоздь». Я был вынужден им ответить. Вспомнил, как Михалков сказал о драматурге Мдивани: «Искусству нужен так Мдивани, как ж...пе острый гвоздь в диване». Они обиделись.

– Сейчас многие актеры участвуют в корпоративах. Вы как к этому относитесь?

– Когда мы были посвежее, у нас в сгоревшем Доме актера была своя команда, очень мощная. Там были не корпоративы, а капустники, которые сейчас, в силу того что вся молодежь бегает, не проводят. А тогда халтур и беготни не было, мы круглыми сутками занимались ерничеством, вполне смешным и симпатичным. Помню, как каждый год в новогоднюю ночь собиралась вся элита Дома актера. У нас был накрыт стол на сцене. Я тогда высчитал правила шутейства во время корпоративов так называемых. В двенадцать часов ночи на сцену выходить бесполезно. В это время все здороваются, разливают первые рюмочки. Без четверти час тоже выходить нельзя – к тому времени никто уже вообще ничего не соображает. Я очень хорошо отношусь к розыгрышам, но совершенно не умею разыгрывать. Вот Михаил Михайлович Державин – академик розыгрышей. Не мог ни разу в жизни выйти на сцену, чтобы кому-нибудь не нагадить (смеется).

– Александр Анатольевич, сейчас многие коллеги выступают на сцене. Вы умеете прекрасно играть на скрипке, но почему-то не пользуетесь этим навыком. 

– Я на сцене в четырех спектаклях играл на скрипке. На эстраде тоже работал как скрипач. Однажды мы открывали капустники в Ленинграде с Андрюшей Мироновым. Андрюша обладал замечательным комплексом необходимости и полноценности. Он прекрасно знал английский язык, всегда сопротивлялся своим толстым ляжкам и прекрасно двигался. Единственное, чего он себе не мог простить, так это того, что не играл на рояле. Хотя папа у него был потрясающим пианистом. Как-то мы пошутили в Питере на капустнике. Андрюша выучил несколько аккордов на рояле. Зрителям объявили, что капустник отменили, будет симфонический оркестр. Все напряглись. Мы вышли на сцену, Андрюша шикарно сыграл свои четыре аккорда на рояле, а я свои три, и на этом наши навыки закончились. Все успокоились.

– Вы являетесь художественным руководителем Театра сатиры. Как оцениваете уровень нынешней сатиры?

– Сатира вообще противное слово. Лучше ирония, пародия, юмор, насмешка. Сатира предполагает злость, а я, к сожалению, добренький. Как можно пересатирить то, что происходит в других эстрадных коллективах, таких как Дума и эти ток-шоу бесконечные? Ток – это когда глухари токуют. В этот момент они друг друга не слышат. Может, название ток-шоу пошло из-за этого? Самое мощное ток-шоу у Соловьева. Недавно вижу, Жириновский с Прохановым брызжут слюной, орут, этот Гапон-провокатор гениальный, Володя Соловьев, их стравливает. Я смотрю и думаю, что это напоминает то, как мы играем четырехсотый спектакль. Все уже сыграно, все на ремесле и держится. Они замечательные актеры, но вся тематика, вся полемика устарела. Уже нет сил смотреть на борьбу. Все это потихонечку превращается в сатиру. Такое переострить невозможно!

Жена Наталья Ширвиндт:

«Мы живем в гражданском браке 55 лет»

– Крестными книги были наши друзья. Они все время приставали к Александру Анатольевичу, почему он больше не пишет книг. Я как-то нашла на антресолях наши старые письма, дала их мужу, чтобы понять, что с ними делать. Выбрасывать жалко, отдавать в музей, куда я отношу весь наш архив, – тоже. Он открыл письмо, прочел пару строчек и сказал: «Это все неинтересно». Так эти письма легли обратно на полку на два года. Потом я показала их нашим соседям. Они прочитали, прибежали и сказали: «Надо публиковать». Одни письма были странно публиковать, поэтому понемножку они стали обрастать мясом благодаря моей уникальной памяти. Я помню все, а муж – ничего. Я ему рассказывала истории из юности, и он с удовольствием и с интересом слушал.

– Говорят, вы считаете, что уже 55 с лишним лет живете с мужем в гражданском браке. 

– Мы действительно прожили 55 с половиной лет в гражданском браке. Потому что в середине прошлого века наш брак был записан актом гражданского состояния, и у нас были поставлены печати в паспорте. В то время было неприлично жить под одной крышей без этих печатей. Это называлось нехорошим словом «сожительство». Почему теперь сожительство называется гражданским браком?

Даниил Арсенев. 

Читайте также:

Александр Ширвиндт: Кино сделало из меня бабника!

Александр Ширвиндт ответил на хамство

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

07:03, 04 Декабря 2016
Автообозреватель Sobesednik.ru Александр Пикуленко – об отсутствии каких-либо шансов на появление биотоплива в РФ
»
00:04, 04 Декабря 2016
Михаил Осокин — о том, почему правозащитой в России занялись швеи и как в Москву могли заманить Дидье Маруани
»
20:08, 03 Декабря 2016
Режиссер Павел Лунгин рассказал в интервью Sobesednik.ru о совем новом фильме «Дама Пик» и других своих киноработах
»