17.01.2013

Валентин Гафт опозорился в психиатрической больнице

Валентину Иосифо­вичу Гафту повезло не только с блестящим актерским талантом, но и с великолепным чувством юмора. Оно и помогло пережить актеру одну историю, связанную с психами и шахматами

Валентину Иосифо­вичу Гафту повезло не только с блестящим актерским талантом, но и с великолепным чувством юмора. Как пошутил однажды сам актер, возможно, что это замечательное качество развилось в нем еще и потому, что в детстве Гафт жил неподалеку от психиатрической клиники. Дело, конечно, житейское, но однажды с ним случилась одна весьма интересная история, связанная именно с этим соседством.

В конце сороковых годов прошлого века чемпионом мира по шахматам впервые стал советский гражданин – Михаил Ботвинник, и в Союзе повально увлеклись этой серьезной игрой. Играли буквально все – не только в клубах, но даже просто во дворах. Купил себе шахматы и Валентин Гафт, но играть не умел и ему требовался учитель. В одном подъезде с ним жил Юра, к которому Гафт ходил слушать патефонные пластинки. В той же квартире обитал и бывший уголовник Киса, ужасно блатной, но очень обаятельный парень. И Юра, и Киса считались во дворе шахматными мастерами, играли часто и очень эмоционально. Вот к ним-то Гафт и обратился за наукой.

Парни согласились охотно, усадили мальчишку на своей кухне и пообещали, что научат буквально за полчаса. Быстро объяснив, как ходят фигуры и как ставится мат, они сыграли с Гафтом каждый по партии и… проиграли оба!

Воодушевленный Гафт предложил сыграть еще, и дворовые чемпионы проиграли снова, после чего начали трясти мальчишке руку, хлопать по плечам и называть шахматным гением.

– Просто грандиозно играешь! – уверил его Киса. – Талантище!

– Да! – подтвердил Юра. – Но ведь это мы тебя научили! Теперь ты нам сделай доброе дело!

– Это какое? – подозрительно спросил Валентин.

– Да понимаешь, мы обещали в психушке сеанс игры устроить. Там больные люди, жалко ведь их… А времени нет! Сходи вместо нас! Ты и один справишься, с таким-то талантом!

Гафт, ужасно польщенный и обрадованный собственному успеху, согласился.

Была весна, и в саду за оградой психиатрической клиники гуляло довольно много выздоравливающих. Все они, правда, были бледные и несчастные на вид, в серых больничных пижамах и халатах. Некоторых сопровождали родственники, другие гуляли самостоятельно или сидели на скамеечках. Гафт осмотрелся, уселся на свободную скамью, расставил на доске фигуры, и вокруг него сразу столпилось несколько больных.

– Сыграем? – предложил Валентин тому, который казался на вид вполне нормальным.

Больной кивнул, и они начали играть. Уже на пятом ходу Гафт поставил ему мат, громко сообщил об этом и пригласил следующего. Опять поставил мат. Его противники сменяли друг друга и очень странно смотрели на мальчика, но молчали. Наконец, один из «психических», сам не садившийся за доску, но пристально наблюдавший за игрой, очень вежливо сказал:

– Простите, пожалуйста, юноша… Но мне кажется, что раньше в шахматы играли немного иначе. Вот через фигуры перешагивать нельзя было… И слон ходит совсем по-другому…

Юный шахматный гений посмотрел на него и подумал, что врачи рано выпустили гулять в сад этого психа – скорее всего он вообще никогда не вылечится. Вслух Гафт этого, конечно, не сказал. И правильно сделал. Причина его гениальности заключалась в банальном розыгрыше. Киса и Юра, решив подшутить над соседом, просто-напросто научили его не настоящим, а вымышленным, неверным правилам.

Нетрудно догадаться, что именно подумали о Гафте постояльцы психиатрической клиники…

Читайте также

Валентин Гафт отказался лечить тяжелую болезнь

Валентин Гафт женился по расчету


Рубрика: Шоу-бизнес

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика