Вдова Дербенева: 20 лет, что нет Лени, Пугачева не звонила

Вдова Леонида Дербенева рассказала о молодости мужа, его конфликте с Пугачевой и причине ссоры Киркорова и Распутиной

Фото: Леонид Дербенев // архив ИД «Собеседник»

Вдова Леонида Дербенева рассказала о молодости мужа, его конфликте с Пугачевой и причине ссоры Киркорова и Распутиной.

Его песни уже больше пятидесяти лет распевает вся страна. Именно Леонид Дербенев написал «Живи, страна», «Есть только миг», «Я родилась в Сибири», «Все, что в жизни есть у меня»… Он сделал настоящими звездами Пугачеву, Киркорова и Распутину. Его песни распевают в десятках советских кинофильмов: «Кавказской пленнице», «На Дерибасовской хорошая погода»... В этом году исполнится двадцать лет со дня смерти поэта. В эксклюзивном интервью вдова Вера Дербенева открыла многие тайны известного мужа. Чему завидовал Смоктуновский? Из-за чего Леонид Петрович десять лет не общался с Пугачевой? И почему поссорились Киркоров и Распутина?

[:same:]

Свою первую встречу с Леонидом Дербеневым Вера Ивановна до сих пор помнит в малейших деталях. Тогда она пришла на встречу сокурсников.

– Когда собрались, выяснилось, что никто из нас не привез хлеба, – рассказала Вера Ивановна. – Мы с моим приятелем Володей побежали за хлебом. Когда возвращались обратно, у меня резиночка на чулочках расстегнулась. Я говорю ему: «Ты иди потихонечку, а я тебя догоню!» Подбегаю, а он уже идет не один, а с каким-то парнем. Парень оборачивается и говорит: «Девушка, может, вы с нами пойдете?» Я Володе подмигнула и отвечаю: «А почему же не пойти? Пойду!» Уже возле лифта он у меня снова спросил: «Вы не раздумали? Не боитесь в чужую компанию?» Я рассмеялась: «Да нет. Я девушка отважная!» Когда мы пришли в квартиру, Лёня понял, что мы его разыграли. И спросил: «Можно, я буду вашим молодым человеком на этом вечере?» Рассказал, что закончил юридический, что пишет стихи. Когда расходились, попросил номер телефона. Но я отказала. Тогда я жила в Сокольниках, в деревянном домике, и телефона у меня не было. «Можно я вам свой телефон оставлю?» – спросил он у меня, протянул бумажку, а я подписала: «Лёня, поэт!» На этом мы расстались. Уже после мой приятель Володя рассказывал, что Лёня просил мой телефон. Даже за пол-литра хотел купить! Так случилось, что через полгода я сама его набрала. Встретились, за ручки взялись, ходили, говорили. И в тот день я поняла, что таких эрудированных молодых людей еще не встречала. Потом мы ездили на пляж в Серебряный Бор купаться. Много позже он признался, что просто хотел посмотреть на меня в купальнике.

[:image:]

Через некоторое время Леонид и Вера вновь встретились. Поэт пригласил девушку к себе домой на встречу друзей. Когда они разошлись, случилась нехорошая история, которая едва не рассорила их навсегда.

– Он меня спросил: «Ты можешь остаться посуду помыть?» – продолжает Вера Ивановна. – Я согласилась. Друзья ушли, он диван расстилает и говорит: «Давай ложись!» «Ты что, совсем с ума сошел? – разозлилась я. – Лучше меня не трогай!» Лёня действительно не тронул, но сказал: «Ты знаешь, я – рыбак. А рыбаки чем отличаются от остальных людей? Они умеют ждать. Я ложусь, а ты сама скоро ляжешь. Не сможешь же ты всю ночь на стуле просидеть!» Но он не знал, что не на ту напал. Я просидела на стуле до утра. Сидела и думала: «Боже мой, какой же противный мужик: храпит, щетина некрасивая». Но при этом была мысль, что он станет моим мужем. Утром я ушла и вычеркнула его из своей жизни. И вот в один из дней выхожу с работы и вижу: стоит мой Лёнечка. Подходит, просит прощения и говорит: «Ты же уже девушка взрослая. Ничего бы страшного не произошло». А потом вдруг спрашивает: «Неужели ты девушка еще?» Мне тогда было 24 года. Я расплакалась, а он говорит: «Девочка, прости меня!» С тех пор обхаживал меня, как хрустальную вазу. 23 июля мы поженились. И прожили 36 лет в мире и согласии.

[:rsame:]

В начале совместной жизни Леонид Петрович стал писать песни, которые совсем скоро запела вся страна.

– Одной из первых исполнительниц его песен была Тамара Миансарова, – продолжает вдова. – Она где-то находила зарубежных композиторов, а Лёня писал слова. Так и появились «Фабричная труба», «Прощай, моряк». Тамара – замечательная женщина. Знаю, что она очень больна сейчас. А тогда Тамара много выступала по радио, пела песни Лёни. Однажды он набрался смелости, подошел к композитору Флярковскому, и они стали писать вместе. А потом Флярковского пригласили на госслужбу. И он «передал» Лёню Саше Зацепину. Уже в соавторстве с Зацепиным появились все его основные хиты. Они писали песни к «Бриллиантовой руке», фильму «Иван Васильевич меняет профессию»... Лёня стал очень известным. Но ничего гладко не было. Однажды он написал «Есть только миг» для фильма «Земля Санникова», и появилась разгромная статья, что Лёня пишет вредные, не советские песни. Его разнесли в пух и прах – едва ли не диссидент. Поэтому и в Союз писателей не приняли. Один товарищ даже сказал ему: «Чего ты переживаешь? Тебя в Союз писателей никогда не возьмут. Ты же столько денег зарабатываешь!»

[:image:]

Денег, по словам Веры Ивановны, в то время у них действительно было много. Но потратить их поэт никуда не мог.

– Из-за того, что Лёня не был членом Союза писателей, мы не могли ни за границу выехать, ни купить пять лишних метров в квартире, – вздыхает женщина. – Муж был лишен всех прав! Чтобы его не посадили за тунеядство, его приняли в группком литераторов при издательстве «Советский писатель». Это притом что Дербенев был нарасхват! Он писал и в фильмы, и эстрадным исполнителям. Они все были у нас в гостях. Тогда продукты достать было тяжело, а у нас всего всегда было в избытке. Даже Смоктуновский удивлялся. У нас были рядом квартиры в дачном домике. Он только снялся в «Берегись автомобиля». Заходит к нам и спрашивает: «Лёнь, я в магазине только сапоги смог из-под полы купить. А откуда у тебя столько продуктов? И красная икра, и черная – всё есть!» Муж рассмеялся: «Мои же песни в ресторанах поют, вот мне и продают продукты!»

[:image:]

Во времена своей популярности Дербенев увлекся йогой. Он знал все позы и регулярно занимался.

[:same:]

– Саша Зацепин в то время собрался уезжать в Америку и активно звал Лёню с собой, – вспоминает вдова. – Но муж был категорически против. «Ты там сможешь музыку писать к фильмам и куда угодно. А что буду делать я? Я же английского не знаю, песен писать не смогу. На что я жить буду?» Но, в общем, Зацепин его вроде как уговорил и предложил начать собирать иконы, которые, по его словам, за границей очень ценятся. «Мы их как-нибудь вывезем, – сказал он Лёне. – На первое время на жизнь хватит». Саша порекомендовал товарища, который стал нам приносить иконы. В общем, в нашей комнате с одной стороны стояли книги по йоге, а с другой – иконы. И жить в доме стало просто невозможно! Я после этого поверила в потусторонние силы. С Лёней мы стали ругаться каждый божий день. Он не пил, не курил, по девушкам не бегал, потому что «трусливый и брезгливый» был, боялся какую-нибудь заразу подцепить. А может, и меня сильно любил, не знаю. Но ругались постоянно. В очередной раз, разругавшись, поехала в Венгрию на две недели. Приезжаю, а у мужа глаза горят, как у ненормального. «Ты знаешь, – говорит он мне. – Чудо произошло». Дочка стала ходить в храм и сказала ему: «Пап, вы все время с мамой ругаетесь. Может, из-за того, что вас сглазили. Ты же такой популярный, не знаешь, куда деньги девать. Люди вам завидуют. У меня есть знакомый батюшка, давай квартиру освятим». Он согласился. И когда приехал батюшка, Лёня сказал, что увидел, как лики икон засветились: «Они стали как живые!» Его это настолько потрясло, что он вечером побежал в храм и его сознание перевернулось. Он вытащил всю йогу в сарай и стал верующим человеком! С тех пор мы не ругались.

[:image:]

Вскоре в доме Дербеневых стали появляться эстрадные звезды. Леонид Петрович им не отказывал, потому как свободного времени было предостаточно. Стихи для фильмов он писал за неделю.

[:rsame:]

– А жить-то все остальное время надо? – говорит Вера Ивановна. – Вот и стали приходить к нам в дом молодые композиторы: и Антонов, и Добрынин, потом Игорь Матета. С Антоновым у мужа как-то не сложилось. Не знаю, что между ними произошло, но он исчез из нашей жизни. Многие исполнители стеснялись заходить к нам, мол, Дербенев такой известный, столько песен написал! Только Машка Распутина не постеснялась прийти. Машку Игорь Матета привел. Ее Лёня очень любил. Она такая бесшабашная была! Мало кто знает, но Маша появилась после того, как Лёня поругался с Пугачевой.

Для Примадонны Дербенев написал немало песен. Впрочем, их отношения никогда не были безоблачными.

– Первый раз они с Аллой разругались на съемках фильма «Женщина, которая поет», – продолжает Вера Ивановна. – Зацепин и Дербенев привыкли: если берутся за фильм, то песни к нему пишут только они. А тут Пугачева решила вставить две или три песни, которые написала сама под фамилией Горбонос. А потом в Сопоте она получила деньги за песню «Все могут короли» и весь гонорар отдала на детские дома в Польше, не поставив в известность авторов, которым предназначались деньги. Ведь это был конкурс песен, а не исполнителей. Разругались они в пух и прах и лет десять не разговаривали. А потом, когда был концерт мужа, на него позвали Аллу. Она пришла, спела, очень тепло говорила о Лёне и Саше. И они помирились. Собирались работать дальше, он ей «Бессонницу» написал. Но Лёнечка заболел. Кстати, Алла и Филипп были последними, кто из звезд видел Дербенева живым.

[:image:]

В последние годы поэт чаще работал с Распутиной. Певица вместе с первым супругом Владимиром Ермаковым часто бывала в доме Дербеневых. Это он ей написал хиты «Я родилась в Сибири», «Городская сумасшедшая»...

– Маша и Володя стоят друг друга, – рассказывает Вера Ивановна. – Я не хочу ни на одну сторону вставать, ни на другую. Володя очень многое сделал для становления Маши. Но столько же и напортил. Помню, я однажды была на передаче, где нужен был музыкальный номер. Я предложила позвать Машу: «Она же так хорошо поет!» На что режиссер закачал головой: «С Машей приедет Володя и будет учить, где свет ставить, какой ракурс брать!» Он считал, что знает про Машу всё. Они оба хороши, раз не могут навести порядок в отношениях с дочерью. Я знаю, что сейчас они не общаются. Несколько лет назад в Кремле устроили концерт памяти Лёнечки. Маша должна была его закрывать. Так незадолго до выхода на сцену она узнала, что в зале находится ее бывший муж. Испугалась, что Володя ее кислотой обольет, и ушла. Она поет хорошо, но мы не общаемся. Она сама не звонит!

[:same:]

Во время работы с Распутиной Дербенев активно помогал Филиппу Киркорову, для которого тоже написал первые хиты «Ты, ты, ты», «Днем и ночью».

– Филипп был очень застенчивый, – рассказывает Вера Ивановна. – И совсем небогатый. Когда рухнула система оплаты авторских, Лёня сказал им: «Я буду писать песни, а вы за них платите!» Маша возмутилась: «Леонид Петрович, имейте совесть. Нельзя брать так много». На что он ей ответил: «Маша, есть разные ателье: есть первого разряда, есть второго. А есть ателье Кардена. Вот я – Карден в песне!» В общем, Маша с мужем платили сами. А за Филиппа платила организация. Мы его любили. Хотя один раз случилась нехорошая история, из-за которой они поругались с Машей. Лёня написал Распутиной «Много разных на свете песен». Она заплатила деньги, а Филиппу эта песня тоже понравилась, и он ее спел раньше на телевидении. С тех пор Киркоров и Распутина не разговаривали. Когда Лёнечка умер, Филипп в одной программе дал клятвенное обещание, что, сколько лет будет жить на свете, хоть одну песню Лёни, но в своем концерте споет. Не знаю, выполняет ли он свое обещание. Я на концертах давно не была – у меня болят ноги. Но Филипп – хороший мальчик.

[:image:]

При жизни Дербенев был своенравным человеком. Говорил артистам все, что думал. В светской тусовке говорят, что даже Дунаевскому запретил жениться.

– Что вы! – смеется вдова. – Это неправда. Просто, когда Максим в очередной раз приехал к нам и сказал, что женился, Лёня спросил: «В какой раз?» Максим ответил, что в седьмой. «Ну все, – улыбнулся муж. – Это твоя последняя жена». По закону же больше семи раз жениться нельзя. Максим на самом деле – душечка. А семь раз женился потому, что не позволял, чтобы его женщина, с которой он живет, была без официального статуса.

[:rsame:]

Артисты Дербенева любили и часто помогали. Когда Дербеневу было нужно для операции, Пугачева достала редкую группу крови.

– Когда Лёня умер, я тоже к ней обратилась, – продолжает Вера Ивановна. – Позвонила и говорю: «Алла, на похороны захотят прийти много людей. Но я поминки на всех устроить не смогу. Ты не смогла бы найти для самых близких небольшой ресторанчик?» Она ответила: «Не волнуйся, я все беру на себя». И так и сделала. Маша, правда, узнав об этом, встала в позу: «Почему не я?» В то время они с Пугачевой друг друга недолюбливали. С Машей я поддерживала отношения и после смерти Лёни. Последний раз была на смотринах у Виктора Евстафьевича – ее нынешнего мужа. Приезжала в Крекшино, где она раньше была. Маша сама позвала: «Приезжай, посмотришь на Витю. Я собралась замуж выходить». Помню, это было перед Рождеством. Она еще священника пригласила. А после спросила: «Как тебе Виктор?» Симпатичный человек, весь вечер сидел и молчал. Я за нее рада. Она счастлива, и слава Богу. А сейчас мы не общаемся. Она не звонит. С Аллой тоже не дружу. За двадцать лет, что нет Лёни, мне периодически звонят только Слава Добрынин, Игорь Матета и Игорь Наджиев. Больше никому я не нужна. Хотя могли бы просто взять трубку и спросить: «Вера, как ты?» Но не подумайте, что во мне говорит обида.

[:image:]

Вера Ивановна каждый день вспоминает мужа. И очень радуется, что его песни не забывают. К ней до сих пор регулярно приходят молодые исполнители и просят разрешения исполнить песни великого Дербенева.

– А вот Лёня за двадцать лет мне приснился всего два раза, – вздыхает вдова. – Во время первого сна мы сидели на кухне. Он был как живой, хотя я понимала, что его нет. Он уговаривал меня пойти к нему на могилку. Я говорю: «Зачем? Я и так хожу!» В общем, он меня уговорил. Мы идем с ним на кладбище, и я вижу силуэты людей. Половина – силуэты обычных людей, а другая – как вырезана из картона. И все они проходят через ворота, а я не могу. Мне потом знакомая объяснила, что на следующий день была родительская суббота и он просил поминальную службу. И совсем недавно приснился во второй раз. Он меня обнял, я почувствовала тепло его тела. А потом он стал уходить и помахал мне рукой. Значит, поживу еще немножко. Мне через двадцать лет уже сто исполнится!

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Шоу-бизнес

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика