Что станет с домом Александра Пороховщикова?

Александра Пороховщикова хоронили в минувшую среду, на сороковины его супруги Ирины. Все кончено, Пороховщиковы ушли. Однако остался их дом на Арбате – предмет зависти и притязаний.

Александра Пороховщикова хоронили в минувшую среду, на сороковины его супруги Ирины. Все кончено, Пороховщиковы ушли. Однако остался их дом на Арбате – предмет зависти и притязаний.

18 апреля, 10.30, Театр имени Пушкина. На это время было назначено прощание с Александром Шалвовичем. Когда случилось несчастье, казалось, что на прощание с артистом придут толпы народа. Но пришли только искренне любившие Пороховщикова поклонники и коллеги из прошлой жизни. Среди прощающихся мы увидели Сергея Соловьева, Юлию Рутберг, Эммануила Виторгана, Бориса Корчевникова, Аристарха Венеса, Елену Скороходову. Именитые коллеги по родному Театру Пушкина почему-то так и не показались.

Ира была и за жену, и за дочку

– Мы подружились с Ириной и Сашей несколько лет назад на съемках во Франции, – вспоминает Ирина Виторган. – Две недели мы с Эммануилом и Саша с Ирочкой были с утра до вечера вместе. И с тех пор дружили домами. Саша – лидер по натуре. Он был невероятно порядочным и преданным человеком. У него было особое отношение к маме. Мы все любим своих родителей, но эта любовь была фанатичной. Он не разрешал ничего менять в доме после ухода матери. Не давал даже дотрагиваться до ее вещей. А к Ирочке он относился с большой нежностью. Она у него была и за жену, и за дочку. Ира была очень образованным, доверчивым, непосредственным человеком. Они много лет были вместе.

– Почему же его решили похоронить рядом с матерью?

– Он об этом говорил своим близким. Судя по тому, как он относился к матери, думаю, это действительно так. Вы знаете, никто не думал, что он уйдет позже Иры, он и сам этого не знал, поэтому и не предполагал иного. В последнее время он постоянно болел, бедненький. Но обещал, как выздоровеет, обязательно придет к нам в гости.

Вдова офтальмолога Святослава Федорова Ирэн не могла сдерживать слёз. Она с трудом передвигалась по театру, опираясь на руку подруги и трость. «Что вы хотите от меня услышать? – прикрикнула Федорова. – Я их обоих очень люблю. Это огромная потеря».

Федоровы и Пороховщиковы дружили семьями. Когда Святослав Николаевич начал строить храм в селе Рождественно в 60 км от Москвы, Александр Шалвович поддержал его. Актеру очень нравились эти места. В этой деревне была дача у офтальмолога, куда Пороховщиковы любили приезжать. На деревенском кладбище Федоров огородил для себя место. Когда в 1997 году скончалась любимая мама Пороховщикова, актер решил похоронить ее здесь. Возможно, одна из причин такого решения – дороговизна захоронения на столичных кладбищах.

При всей любви актера к матери у него даже не было денег на установку достойного памятника. А достойным он считал мраморный склеп. Но такой монумент не разрешили устанавливать на деревенском кладбище. Теперь, когда актер нашел последнее пристанище рядом с матерью, друзья хотят поставить общий памятник Пороховщиковым. Но на него тоже нужны деньги.

Деньги

С финансами в семье актера всегда были проблемы.

– Откуда могли деньги взяться, когда все средства Пороховщиковых уходили на содержание дома? – поведала подруга семьи Татьяна Кочемасова. – А ведь он им даже не принадлежит. Это собственность правительства Москвы, которое передало дом в аренду. Чтобы вернуть Пороховщиковым их семейный особняк на Арбате, Ирина приложила большие усилия, нежели Саша. Это ее заслуга. Вы бы знали, в  каком состоянии они его получили, а затем какие усилия предпринимали, чтобы найти средства на ремонт дома. Это колоссальные деньги!

– Говорили, что в доме ходят привидения.

– Ирине очень нравилась комната, в которой во время войны жила Матрона московская, та самая, к которой сейчас ходят просить чуда в Покровский монастырь. Ира говорила, что в этой комнате ей более комфортно. Но о том, что ей в доме страшно и она пугается привидений, не говорила. Ей очень нравилось наводить уют в этом особняке. Ирочка разводила цветы, украшала дом. Там все было сделано с душой.

– Правда, что, когда она умерла, не было денег на ее похороны?

– Когда случилось несчастье, мы не могли сказать: «Саша, давай деньги на похороны жены». Ирину, как и Сашу, хоронили на средства друзей.

За пару дней до кончины актера в одном из банков был открыт счет, на который все желающие могли перечислить средства на лечение Пороховщикова. Когда в лечении необходимость отпала, друзья решили потратить эти средства на похороны. Но на счете не было ни копейки.

– Племянница великого актера обратилась в банк, чтобы выяснить, какая сумма на счете, – рассказал адвокат актера Сергей Жорин. – Но оказалось, что на счете нет денег. Они туда не поступали! Скорее всего что-то перепутали в реквизитах. В связи с этим родственники Александра Шалвовича испытывают финансовые сложности.

Наследники

– Наследников первой и второй очереди у Александра Шалвовича нет. Поэтому наверняка сейчас появятся наследники третьей и четвертой очереди, – сказал адвокат.

О том, что дальние родственники Пороховщикова корыстны, было известно еще при его жизни. Они буквально затаскали актера по судам, подорвав тем самым его здоровье.

– Все эти жулики а-ля племянники его доконали, – поделился с нами друг Пороховщикова Юрий Иванович. – Им же надо прописаться в Москве. Все дело в московской прописке, будь она трижды проклята. Сейчас они захотят получить дом, но никому он не отойдет. Он принадлежит Москве. Я разговаривал с племянницей Саши Людой, она сказала, что на дом не претендует. И пусть не вздумает, иначе получит в моем лице врага. Мы будем бороться за то, чтобы здесь был музей русской военной техники. Дед Саши был первым создателем русского танка. Семья Пороховщикова когда-то владела четырьмя заводами – в Омске, в Самаре, в Москве и в Риге. Поэтому у Пороховщиковых очень много родственников по всей стране. Сейчас начнется борьба за наследство.

Чувствуется, что особняк интересует не только родню, но и совершенно посторонних людей. Так, некоторые друзья поговаривают о том, что из дома надо сделать музей семьи Пороховщиковых. И с этой идеей они планируют отправиться к коллеге Александра Шалвовича, а ныне депутату Мосгордумы Евгению Герасимову.

Встреча намечена на май.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика