26.04.2011

Золотой порошок какао

Пожалуй, ни один напиток не имеет такого прошлого, как какао-порошок «Золотой ярлык». Октябрьская революция, войны, застой, перестройка – история менялась и переписывалась, и только вкус «Золотого ярлыка» остался неизменным.

Пожалуй, ни один напиток не имеет такого прошлого, как какао-порошок «Золотой ярлык». Октябрьская революция, войны, застой, перестройка – история менялась и переписывалась, и только вкус «Золотого ярлыка» остался неизменным. 

Выпил чашку – и в гарем

Известно, что в 1100 году до нашей эры народы Центральной Америки использовали мякоть какао-бобов для того, чтобы делать из нее хмельной напиток. Со временем путем практических наблюдений индейцы обнаружили в этих плодах и другое, не менее приятное свойство – какао повышало потенцию. По легенде, вождь ацтеков Монтесума выпивал чашку горячего какао, прежде чем войти в гарем. Жён у него было около 600! Есть чему позавидовать.

Как известно, ход жизни индейцев нарушил Колумб, приставший в 1492 году к берегам Америки. Он открыл новый континент, а вместе с этим подарил европейцам массу новых и очень вкусных вещей. Домой, в Испанию, он доставил и какао-бобы. Правда, испанская знать долго не могла привыкнуть к странному вкусу: Колумб привез плоды, но не рецепт. Их просто размалывали в порошок и добавляли воду. Напиток приобрел иной вкус, лишь когда в него догадались добавлять сахар и варить. Какао быстро стало популярным среди испанских «олигархов» того времени, его рецепт конечно же был строго засекречен.

Так продолжалось до XVII века, пока французский король Людовик XIII не женился на испанской инфанте Анне Австрийской. Между мужем и женой, как известно, тайн быть не должно, даже государственных. После признания Анны какао-напиток начал шествие по европейскому континенту. Плоды какао стали продавать в аптеках как средство для укрепления памяти. В Англии появились питейные дома, где любой, у кого хватало денег, мог обсудить текущую политическую и экономическую обстановку за чашкой горячего какао. 

Несмотря на европейский какао-бум, в России этот напиток был доступен лишь избранным. И оставался таковым вплоть до 1903 года, когда кондитерская фабрика «Товарищество Эйнемъ» начала выпуск какао под маркой «Золотой ярлык». Событие поистине историческое – о новом шоколадном продукте наперебой сообщали газеты. О нем говорили: «Какао «Эйнемъ» бесподобно».

Любимый шоколад Мандельштама

В «Товариществе Эйнемъ» трудились, говоря современным языком, креативные люди. Идеи у них были вкусные, неизменно приводящие покупателей в восторг. Например, эйнемскими марципановыми сладостями в виде зверушек украшались новогодние елки. Среди фабричной продукции был торт под интригующим названием «Полюби меня». Стоил он по-разному – в зависимости от веса. Порой покупатели вгоняли в краску молоденьких продавщиц, когда просили: «Полюби меня» за три рубля, пожалуйста». 

Постарались на фабрике и над первой упаковкой «Золотого ярлыка»: какао фасовалось по коробкам и банкам темно-фиолетового цвета, название было написано золотыми буквами. Неудивительно, что изящно оформленный продукт быстро пришелся ко двору, а точнее, к кухням российских аристократов и творческой интеллигенции. Поэтесса Ирина Одоевцева, например, вспоминала о Мандельштаме: «Он рассказывает, как ему в одно весеннее утро до смерти захотелось гоголь-моголя. Он пошел на рынок и купил у торговки яйцо. Но по дороге продавали шоколад «Золотой ярлык», любимый шоколад Мандельштама. Увидев шоколад, Мандельштам забыл про гоголь-моголь, ему «до зареза» захотелось шоколаду».

После революции фабрика «Товарищество Эйнемъ» была национализирована, а в 1922 году она получила название «Красный Октябрь». Но производство какао не остановилось, более того, напиток стал народным. Покупать его призывали многочисленные рекламные плакаты – до войны они висели во многих советских гастрономах, хотя покупатель и без рекламы знал, за что платит.

Не знал он только, как именно рождается какао. Сначала в долине Амазонки с деревьев какао снимают плоды. Происходит это два раза в год – с апреля по июнь и с октября по январь. Так что как раз сейчас в Центральной Америке полным ходом идет сбор урожая. После сушки на плантациях какао-бобы попадают в кондитерские фабрики по всему миру, в том числе и на «Красный Октябрь». В одних бункерах они дробятся, в других – измельчаются в порошок. После этого тщательно высушиваются. Затем начинается самое интересное: полученный порошок помещают в специальный контейнер, где его подхватывает сильный поток воздуха. Мелкие частицы уносятся в специальную емкость, крупные остаются в контейнере – их потом домалывают до нужного размера. Чтобы получить «тот самый» цвет, почти готовый порошок несколько часов выдерживают при определенной температуре, затем фасуют по коробкам. Запах в цехах «Красного Октября» стоит такой, что племена ацтеков, наверное, с удовольствием разбили бы в них свои лагеря.

С молоком вкуснее

Какао – это не просто вкусно. Несколько глотков горячего напитка утром снимут чувство голода как минимум до обеда, придадут сил. Фабрика «Красный Октябрь» отправляла «Золотой ярлык» на фронт во время Великой Отечественной войны и выпускала его для тыла. 

Целебные свойства какао можно перечислять бесконечно. В нем содержатся вещества, которые снижают давление, не дают образовываться тромбам и стареть организму. Американские ученые уверяют, что увлечение какао не приведет к ожирению. Немецкие – что вещество кокохил, содержащееся в напитке, заживляет раны и разглаживает морщины. Голландские – что любители какао реже страдают заболеваниями сердца. Неудивительно, что Владимир Маяковский в рекламных стихах для Моссельпрома (пищевого треста Московского Совета народного хозяйства) призывал пить именно «Золотой ярлык». 

Но мы и без ученых и поэтов знаем, как хорошо бывает выпить какао. Особенно во время экзаменов и сессий. Несколько глотков – и в голове проясняется, запоминаются сложные формулы и исторические даты. Но просто так взять и залить какао-порошок горячей водой – преступная спешка. Его нужно уметь готовить: сначала мешаете порошок с сахаром, потом заливаете водой и бережно варите в турке на медленном огне, аккуратно помешивая и наблюдая, как растет ароматная пенка. А в конце непременно нужно добавить молока. И будет вам счастье.

В 1960 году художник «Красного Октября» Михаил Губонин придумал новую, более строгую упаковку для какао – темно-зеленую коробку с названием «Золотой ярлык» и, как сказали бы сегодня, логотипом фабрики. Покупатели еще с порога магазина замечали, стоит ли на прилавках какао. В 1968 году порошок стали фасовать в коробки, на которых был изображен довольный мальчуган со стаканом в руке. Но угодить любителям какао он не смог, и уже спустя два года фабрика вернулась к привычному зеленому цвету. 

Так пачка какао «Золотой ярлык» выглядит и сейчас. Правда, теперь производителю приходится защищаться от «кондитерских пиратов» – в похожую упаковку они бессовестно сыплют порошок, который назвать какао нельзя ни в коем случае. У настоящего «Золотого ярлыка» сбоку есть небольшое окошко, через которое видна фольга со штрихкодом и логотипом фабрики. Только в этой упаковке вы найдете то самое какао, которое пережило много потрясений, но осталось прежним, родом из детства.

Валерий Сергеев.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика