27.02.2016

Адвокат Бориса Немцова: Путин знает, куда ведут следы убийц

Sobesednik.ru обсудил с адвокатом Вадимом Прохоровым последние подробности расследования по делу Немцова

Фото:

Sobesednik.ru обсудил с адвокатом Вадимом Прохоровым последние подробности расследования по делу Немцова.

Год назад, 27 февраля, на Большом Москворецком мосту прямо у стен Кремля был убит оппозиционный политик Борис Немцов.

Возбужденное уголовное дело об убийстве не только до сих пор не закрыто, но и вызывает массу вопросов. С одной стороны, глава СКР Александр Бастрыкин 20 января заявляет, что дело практически готово к закрытию; с другой стороны, по словам адвокатов потерпевшей стороны, не установлены организаторы, заказчики и их мотивы.

Тем не менее, следствие считает бойца батальона «Север» Заура Дадаева непосредственным убийцей политика. Помимо него обвинения предъявлены Анзору Губашеву, Шагиту Губашеву, Темирлану Эскерханову, Хамзату Бахаеву. Уголовное преследование Беслана Шаванова прекращено, так как он погиб при задержании. Организатором преступления считается еще один боец «Севера» Руслан Мухудинов. Он заочно арестован и объявлен в международный розыск.

Адвокаты семьи Немцова между тем утверждают, что нити расследования ведут в самый ближний круг главы Чечни Рамзана Кадырова, а именно к Руслану Геремееву. В пятницу, 26 февраля, благодаря источнику агентства «Росбалт» стало известно, что Геремеев готов дать показания, но заочно — прислав в суд письмо.

Адвокат потерпевшей дочери убитого политика Жанны Немцовой Вадим Прохоров разъяснил Sobesednik.ru, к чему пришло следствие спустя почти год с убийства Бориса Немцова.

[:image:]

Сегодня появилась информация, что Геремеев даст показания, написав письмо. Как это можно расценить?

—Я не могу это ни опровергнуть, ни подтвердить. Вчера общался с руководителем следственной группы, и у него такой информации не было. Наверное, у «Росбалта» есть собственные источники.

Если это соответствует действительности, то, думаю, не Геремееву решать, особенно в его нынешней ситуации, будет он письменно или заочно писать «письма издалека». Следствие удовлетворило чуть ли не единственное ходатайство со стороны потерпевшей Жанны Немцовой — ходатайство о допросе Руслана Геремеева. Если ему есть что сказать (а я думаю, что есть), то пусть является на допрос в установленном законом порядке.

Сомневаюсь, что эти показания [в виде письма — ред.] будут приняты судом как допустимые. Во-вторых, я лично фамилию «Геремеев» услышал от следствия еще в марте прошлого года, и практически с момента задержания пятерых подозреваемых (Анзора Губашева, Шагита Губашева, Темирлана Эскерханова, Хамзата Бахаева) следствие хочет пообщаться с ним, но, как я понимаю, он скрывается.

По-вашему, Геремеев причастен к убийству?

— Мы полагаем, что он, Геремеев, действительно имеет непосредственное отношение к этому преступлению, поскольку Мухудинов — его водитель, его друг детства. А единственный на сегодняшний день официальный подозреваемый в организации преступления, господин Мухудинов, не играет абсолютно никакой самостоятельной роли, это известно всем.

Жаль, что следствие не нашло в себе силы предъявить заочное обвинение Геремееву, — говорит Вадим Прохоров. — Мне достоверно известно, что еще в июле и сентябре следствие готовило проекты соответствующих постановлений. Но, к сожалению, оба раза [глава Следственного комитета РФ Александр] Бастрыкин по каким-то причинам не утвердил их.

Геремеева хорошо бы допросить, разумеется, очно. Геремеев, в отличие от Мухудинова, действительно серьезный персонаж — это человек, вхожий в ближайший круг Кадырова, это ближайший родственник Адама Делимханова, по сути, второго человека в Чечне. В Январе этого года Делимханов кричал, что они достанут оппозицию, если надо, то по всему миру, не только в России.

По крайней мере, своей январской истерикой ближнее окружение Кадырова само подтвердило, что у них может быть мотив на убийство Немцова — они хотят быть всероссийскими жандармами на услужении у Путина. А Руслан Геремеев самый активный участник из них.

В январе один из подозреваемых, Анзор Губашев, изменил свои показания и сообщил, что Немцова застрелил Беслан Шаванов, погибший при задержании. Что вы об этом можете сказать?

— Валить все на Шаванова — затея абсолютно не новая, это банальный избитый трюк. По любому тяжкому преступлению, особенно убийству, всегда есть свойство свалить все на мертвого. Это скажет любой криминалист, адвокат практикующий. Мне скорее удивительно, что они так поздно начали валить на Шаванова вместо того, чтобы делать это раньше, стремясь избежать ответственности за собственное преступление. Шаванов, конечно же, был причастен, скорее всего, он в момент убийства сидел в машине. Действительно хорошо бы, чтобы следственные органы нашли Геремеева и допросили его, но не в жанре «письма издалека».

А почему подозреваемые дают признательные показания, берут вину на себя, если за ними стоят какие-то «высшие» силы?

— Подозреваемых наняли очевидно люди близкие к власти, во всяком случае в Чечне, они [обвиняемые], я абсолютно уверен, воспринимали это задание как боевое спецзадание, за которое в перспективе могли ожидать наград, как за Донбасс (участие наших войск надо хранить в тайне, но за это потом секретно выдают награды). Наверное, они сильно удивились, когда их задержали — а задержали, возможно, действительно жестко, — привезли в Москву и стали требовать рассказать, как все было. У них возник некий диссонанс. Они не могут понять: это все-таки спецзадание от власти или они что-то не так сделали? Тогда эти показания и были взяты. Потом к ним прибежали адвокаты, нанятые очевидно не их родственниками, не имеющими соответствующих материальных возможностей, а кругом Рамзана Кадырова, и как-то объяснили, что на самом деле происходит: что нужно держаться, не сдаваться, что у власти несколько голов, и, может быть, Рамзан [Кадыров] еще с кем-то договорится об их судьбе.

Прошел уже год с момента убийства Немцова. Вы ожидали, что следствие будет идти столь трудно и с такими препятствиями?

— Все же нужно смотреть на результат. Вначале нам казалось, что результаты могут быть, потому что следствие взялось за разработку лиц, которых мы считаем причастными к организации, того же Руслана Геремеева. Но, видимо, потом высшему руководству Следственного комитета объяснили, что Геремеев уж очень близок к Кадырову, чтобы его трогать.

Я не питаю иллюзий, что следствие разрабатывало самого Рамзана Кадырова — для этого требуется уж очень какое-то специальное разрешение, — говорит адвокат. — Задержанные люди, по-видимому, действительно исполнители, хотя их вину еще надо доказать, но убийство, где задержаны только исполнители — это не раскрытие убийства. Раскрытие — это когда есть организаторы, заказчики и мотив. У этих пятерых мотив был «за деньги», хотя, возможно, им про Немцова наговорили каких-то гадостей — хорошо, с этим можно согласиться, а где организаторы и заказчики? В этом следствие потерпело полное фиаско.

Если бы они за год разобрались хотя бы как с исполнителями, так и с заказчиками, хотя бы с тем же Геремевым, то это была бы нормальная работа за год. А так, по сути, продвижка минимальная. Подозреваемых задержали еще в начале марта прошлого года, убийство не раскрыто. Ровно на это мы с Жанной Немцовой обращаем внимание. Мы считаем, что у следствия искусственное поражение — людям не дали работать в этом направлении.

Кадыров 22 апреля заявил, что если федералы хотят работать на территории Чечни, то они должны согласовывать свои действия с республиканским руководством. А это значит, что господин Геремеев всегда на несколько шагов вперед будет знать, где их будут искать. А президент — я имею в виду Путина — с очевидностью проинформирован, куда ведут следы этого преступления, но не прикладывает каких-либо усилий, чтобы преступление было раскрыто. Хотя без этого, без содействия самых высших лиц, преступление, совершенное, как мы полагаем, окружением Рамзана Кадырова, вряд ли может быть полноценно раскрыто. Вот к чему мы пришли.

Как вы считаете, следствие достанет настоящих организаторов убийства?

— Отдельно выделено дело в отношении организаторов и заказчиков, что уже хорошо. Но многое будет зависеть от отношений Путина и Кадырова. Кадыров совсем обнаглел после того, как 31 октября Мухудинову вынесли заочное обвинение и выяснилось что Геремееву пока его предъявлять не будут. Это воодушевило гражданина Кадырова на шабаш, который был устроен в январе с «достанем всю оппозицию, где бы они не были», потом еще в прорезь прицела помещать людей. Мы будем добиваться, чтобы руководителям страны задавался простой и нехитрый вопрос: а что у вас с организаторами и заказчиками убийства? С нашей точки зрения, вся цепочка понятна — мы ее изложили в ходатайстве 22 апреля на имя следствия, кого бы следовало допросить по этому делу. И при этом никаких результатов. Думаю, все только начинается.

[:wsame:] [:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика