Как семья спикера Госдумы Нарышкина спаивает Россию

Sobesednik.ru узнал, как работает алкогольный бизнес родственников спикера Госдумы Сергея Нарышкина

Фото: Сергей Нарышкин // Global Look Press

Sobesednik.ru узнал, как работает алкогольный бизнес родственников спикера Госдумы Сергея Нарышкина.

Вокруг Нарышкина выстроилась целая алкогольная империя.

Питерский спирт

Осенью 2005 года витрину буфета в Госдуме, где прежде стоял алкоголь, завесили белой тканью.

– Пока не продаем, – пожимала плечами буфетчица.

Это «пока» продлилось до весны 2011-го, когда эмбарго на горячительные напитки в парламенте было снято и депутаты вновь оказались под градусом, оставив зал заседаний полупустым. Поначалу это был вроде как «эксперимент». Но нынешняя команда Госдумы, которую сейчас возглавляет ее спикер Сергей Нарышкин, итоги эксперимента одобрила.

[:rsame:]

Сегодня в стенах оплота законодательной власти страны в перерыве между голосованиями вполне свободно можно прикупить российскую водочку по цене от 370 рублей с полтиной, «Массандру», недорогое (за 447 рублей) французское вино (и дорогое, естественно, тоже – за 2535), чилийское сухое за 1174, ну и т.д., включая «Хеннесси» за 15 с лишним тысяч (благо зарплата народных избранников позволяет).

Справедливости ради: на трезвую голову за нынешние законы голосовать действительно непросто. Может, поэтому руководство Думы и закрывает на эту пьяную лавочку глаза. А может, и не только поэтому.

Есть, например, под Питером такой Гатчинский спиртовой завод, которым владеет брат жены спикера – Михаил Якубчик. Его собственной продукции в Думе нет, но предприятие поставляет сырье для других производителей водки в стране. Плюс получает государственные заказы (от Газпрома, Российской академии наук, Санкт-Петербургского гос­университета, «Атомфлота» и даже от Федеральной службы охраны). Судя по соцсетям, семьи Нарышкиных и Якубчиков поддерживают дружеские отношения.

Крымское вино

При этом у Елены Якубчик, жены Михаила Якубчика, с десяток различных фирм с самым разным родом деятельности (есть даже испытательный центр «Тест-эксперт» по разведению лабораторных животных), но основной бизнес все-таки глядит в бутылку.

После присоединения Крыма Якубчики даже создали компанию «Крымская лоза», которая год назад объявила о планах инвестировать в винопромышленность полуострова более миллиарда рублей (а конкретно – 1.165.000.000 рэ). Разу­меется, Минэкономразвития республики сразу же одобрило амбициозный план по «восстановлению и выводу производственного комплекса в пгт. Коктебеле на уровень современного высокопроизводительного предприятия по производству вин «Коктебель» и виноматериалов, в том числе за счет восстановления виноградников». Сейчас фирма Якубчиков так и называется – «Завод марочных вин Коктебель».

[:image:]

– Работа идет, но пока ничего конкретно сказать не могу, – пояснил Sobesednik.ru зам. директора Гатчинского спиртового завода Михаил Буланов. – Речь идет не о том, что мы купили уже существовавший завод марочных вин и коньяков «Коктебель». Это должно быть собственное производство, продолжающее винодельческие традиции региона, но производства коньяка там точно не будет.

Впрочем, первоначальные сообщения намекали как раз на то, что Якубчики прибрали к рукам именно тот самый легендарный завод, на который были и другие претенденты. После этого мэра Коктебеля нашли повешенным в ванной комнате его дома. Алкоголь очень часто до добра не доводит.

Литовский самогон

Продает Елена Якубчик и стороннюю продукцию. Ее компания «Ар-Ви-Ай Трейд», например, – дистрибьютор целой цепочки импортных вин Старого и Нового Света. Эта же фирма стала эксклюзивным, то есть единственным, дистрибьютором нового алкогольного продукта, который выпускается под брендом «Деревенский с­амогон».

Фирма «Русские оригинальные напитки», под чьим контролем гонят самогон, уверяет, что пить его «патриотично»: «В каждой стране ее население, как правило, употребляет свой национальный напиток, который производится повсеместно и зачастую даже является ее символом. У нас таким напитком является самогон, во всем его многообразии». При этом гонят патриотичный самогон в Литве.

– Просто до 1 июля прошлого года не существовало ГОСТов для производства в нашей стране зерновых дистиллятов, к которым относится самогон, а так бы мы делали его у нас, – объяснили в компании, но назвать сроки переноса производства из Прибалтики в Россию даже при принятых ГОСТах затруднились.

[:rsame:]

Официальная презентация продукта состоялась в 2014 году на выставке «Продэкспо», где его прорекламировал лично лидер ЛДПР Владимир Жириновский, бывший вице-спикер Госдумы, то есть экс-заместитель Сергея Нарышкина.

Возглавляемые спикером парламентарии отказываются повышать штрафы за нелегальную продажу алкоголя, увеличивать возрастной ценз на его продажу до 21 года, запрещать выставлять спиртное рядом с кассами магазинов…

– Алкогольное лобби в России чрезвычайно сильное, – заявил как-то известный поборник сухого закона Геннадий Онищенко. – Оно, конечно, уступает табачному лобби, но наглости, напористости, что в просторечии называется беспределом, с которыми они действуют, у них очень много.

В одном клубе с Ковальчуком...

В 2003 году Сергей Нарышкин стал одним из учредителей культурно-досугового некоммерческого партнерства «Дип-Клуб», зарегистрированного в Санкт-Петербурге. Основная задача организации – создание положительного образа России в мире. Судя по тому, что сам Нарышкин после введения против него персональных санкций – персона нон грата в Европе и США, с задачей клуб справляется не очень. За компанию с Нарышкиным под санкции загремел и другой соучредитель партнерства – Юрий Ковальчук, бывший сосед Владимира Путина по даче, мажоритарный владелец банка «Россия».

Невыездные товарищи не только проводят пафосные мероприятия для членов клуба и иностранных дипломатов. Партнерство также имеет охотничье хозяйство «Бельское устье – Холомки» в Псковской области и участвует в издании журнала «Консул», ежегодно получающего скромные, но регулярные госконтракты.

[:image:]

...и Ротенберг по соседству

Еще в конце 90-х Якубчики (Михаил с Еленой и их дочь Мария) прописались в питерском Пушкине, но позже положили глаз на подступы к столице. В мае 2009 года Елена Якубчик стала владелицей 5 с лишним га в деревне Акулинино Домодедовского района, неподалеку от участка Аркадия Ротенберга и дворца Владимира Якунина (оба приближены к Путину).

Племянница жены Нарышкина Мария Якубчик (по мужу – Жирнова) – юрист по образованию. Какое-то время девушка работала в одной из компаний матери («Экофлор» – безалкогольные напитки), но в 2012 году перешла в «Газпром нефть», где заняла должность ведущего специалиста.

В том же году сын Нарышкина Андрей вошел в руководство энергетической Федеральной сетевой компании. Дочь спикера в конце 2014-го получила от Всероссийской федерации плавания спецпремию «Соавтор успеха» в качестве начальника сборной России по этому виду спорта (и президиум, и высший наблюдательный совет федерации возглавляет при этом сам Сергей Нарышкин).

Мнение

«Сергея Нарышкина вряд ли можно назвать алкогольным лоббистом, да и сильным лоббистом вообще, даже несмотря на его действующий пост и значительный опыт работы в Правительстве, где как раз в сегодняшней расстановке политический сил основной лоббизм и происходит. Нарышкин - это скорее классический политик-функционер, далекий от политически невыгодных баталий лоббистской тематики, тем более в алкогольной сфере».

Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика