В смертельных объятиях свалки
Жители Подмосковья на протяжении многих лет страдают от свалок, которые расположились у них буквально под боком. И проблема не только в неприятном душке. Все гораздо серьезнее: ядовитые пары отходов буквально... убивают людей
Почему переполненные свалки продолжают разрастаться в Подмосковье и чем это опасно для населения, выяснял Sobesednik.ru.
Жители Подмосковья на протяжении многих лет страдают от свалок, которые расположились у них буквально под боком. И проблема не только в неприятном душке. Все гораздо серьезнее: ядовитые пары отходов буквально... убивают людей.
А здесь мы купались...
Жители деревни Манушкино Чеховского района давно активно борются против, пожалуй, одной из самых знаменитых свалок Подмосковья – полигона твердых бытовых отходов (ТБО) «Кулаковский», который приблизился чуть ли не вплотную к жилым домам.
– Чувствуете запах? – первым делом спросил у меня член инициативной группы местных жителей Юрий Буров. – На самом деле это ерунда по сравнению с нашими вечерними и ночными «ароматами» тухлятины и почему-то лекарств.
Сюда многие годы свозят отходы не только из самого Чехова, но и со всего Подмосковья и даже из столицы.
Полигон ТБО «Кулаковский» был открыт еще в 1966 году. Только тогда он занимал не сегодняшние 13 га, а гораздо более скромную площадь и находился вдалеке от деревни. А на месте нынешней свалки были красивый лес и глубокий карьер, куда местные ходили купаться. Однако в 2003-м самосвалы с отбросами стерли водоем с лица земли, и теперь он есть лишь на карте, издевательски висящей в офисе чеховской компании ОАО «Промэкотех», которая и осуществляет «мусорную деятельность».
[:wsame:]
– Мы с детьми ходили постоянно на этот карьер купаться, а теперь летом уже не окунешься, – рассказывает мать двенадцати детей Ольга Манько.
Внука очень ждали...
У Ольги Манько с этой свалкой связана собственная трагическая история. В 1999-м она, после того как ее сын попал в ДТП, продала квартиру в центре Москвы и переехала сюда с детьми – хотелось поближе к природе и подальше от тяжелых воспоминаний. Двое из 12 детей у Ольги – приемные, поэтому органы опеки, прознав про свалку неподалеку от Манушкино, поначалу переезжать не разрешали. Но потом было объявлено: в течение ближайших двух лет полигон «Кулаковский» закроют, так что семье дали добро на переезд.
Первые несколько лет семья Манько была всем довольна – и новым домом в центре деревни, и природой. Но свалка никуда не девалась. Наоборот, она разрасталась и все ближе подбиралась к домам. И наступил момент, когда почти у всех членов семьи начались серьезные проблемы со здоровьем.
– У меня появились аллергия и тяжелый кашель, а у двух дочерей (им сейчас 13 и 19 лет) все было еще хуже: помимо аллергии, у одной начались проблемы с суставами и даже возникла киста в ноге, а у другой увеличилась щитовидная железа... Спрашиваю у врачей: из-за свалки? Да, отвечают. Но дать официальное подтверждение не могут: боятся местных властей, – рассказывает Ольга.
[:wsame:]
По словам манушкинских активистов, из-за токсинов со свалки почти все жители деревни страдают от аллергии и дерматитов. Но есть и по-настоящему страшные истории.
[:image:]
– Одна из моих дочерей в этом году ждала ребенка. Вся семья его ждала... Беременность проходила хорошо, но уже на 33-й неделе ее спешно отправили в роддом... Ребенок родился мертвым, с признаками разложения тканей, – плачет Ольга.
И опять никаких заключений о том, почему плод погиб и начал разлагаться. Хотя независимый врач-профпатолог сразу сказал Ольге Манько: «Виновата свалка».
Что же еще должно случиться, чтобы власти наконец признали: полигон «Кулаковский» убивает людей!
Свалку ничто не берет
На самом деле прием отходов на полигоне ТБО «Кулаковский» должен был прекратиться уже давно. Но полигон лишь продолжает расти.
В 2009-м ГУВД по Московской области выяснило, что свалка захватила 2,9 га земли Пушкинского лесничества. Управление Россельхознадзора по Москве и Московской области оценило ущерб, причиненный незаконным уничтожением и порчей лесных почв, более чем в 27,7 млн рэ. Полигон уплатил скромный штраф, договорившись: будем рекультивировать земли. Но все так и осталось на словах.
А к 2012 году полигон переполнился. По правилам его должны были засыпать грунтом и законсервировать. Но и этого не случилось. Борцы за экологию устраивали пикеты, требовали срочно начать рекультивацию свалки... Власти, конечно, пошли на уступки. Подготовили проект рекультивации. Который, впрочем, предполагал облегченный режим дозагрузки полигона отходами, а остальной мусор губернатор Подмосковья собирался отвозить в ближние регионы – Тулу, Рязань, Ярославль... Только вот ни один из этих городов не согласился принимать чужой мусор. Так что по сей день к Манушкино ежедневно съезжаются сотни мусоровозов.
И все это в 50 м от жилых домов, в 451 м от школы, а от дома многодетной Манько – в 459,12 м.
К слову, по нормативам санитарная зона между свалкой и жилыми зданиями должна быть не менее 500 м.
[:wsame:]
Минэкологии Московской области еще летом 2013-го приняло решение о закрытии свалки и подготовило целую программу по утилизации и обезвреживанию отходов на 2012–2020 годы. Ее подписали и губернатор Воробьев, и президент Путин. Начало работ было запланировано на январь 2014-го. Но и этого не произошло.
По-хорошему уехать бы людям подальше от зловонной свалки. Однако продать свой дом никому пока еще не удалось. У некоторых, рассказывают, по 7 лет дома на продажу стоят. Да только кто захочет приобрести «помойную» землю?
Бизнес на мусоре
Утилизация мусора – дело весьма прибыльное. Поэтому такие мультимиллионеры, как Геннадий Тимченко, Роман Абрамович и др., не брезгуют зарабатывать и таким образом (у всех есть компании, занимающиеся мусором). По данным Фонда борьбы с коррупцией, одним из крупнейших игроков на мусорном рынке является один из сыновей генпрокурора РФ Игорь Чайка и его компания ООО «Хартия», которая получила госконтракт в размере почти 43 млрд руб. на вывоз мусора в Северо-Восточном и Восточном округах столицы.
Город оплачивает услуги по вывозу и утилизации мусора, а победители тендеров обязаны закупить новые мусоровозы, контейнеры для сбора отходов и построить полигоны для их захоронения, а также сортировочные и перерабатывающие заводы. А вот их-то как раз мало кто строит – куда проще и дешевле закопать всё в землю.
ОАО «Промэкотех», которое свозит мусор на полигон «Кулаковский», принадлежит чеховской администрации и с 2012 года находится на стадии ликвидации. Но власти вряд ли захотят прикрывать «кормушку». Что же говорить о свалках, с которыми работают акулы бизнеса?
[:wsame:]
Карта проблемы
До 2020 года должны быть закрыты 24 из 39 полигонов Подмосковья. Три года как стартовала программа правительства, однако свалки и поныне на своих местах.
Так, жители поселка Тучково Рузского района уже более 5 лет озабочены тем, что рядом с их домами процветает свалка, на которую раньше свозили отходы с ЗИЛа. В 1999-м полигон официально закрыли. Но спустя 2 года сюда снова стали завозить отходы. Незаконно.
В Люберецком районе, в деревне Машково, люди с 1996 года задыхаются от ядовитых паров завода по вторичной переработке цветных металлов (ООО «Промышленная компания «Вторалюминпродукт»).
– Самый сильный запах идет в основном под ночь. Многие семьи, купившие здесь квартиры, продали их и уехали, – пожаловалась Sobesednik.ru жительница деревни Галина Панкова.
Мнение эксперта
– Специалисты факультета почвоведения МГУ недавно проводили исследование о влиянии свалок на окружающую среду, – сообщил Sobesednik.ru директор ООО «Экология жизненного пространства» Антон Ястребцев. – Вот его итоги. Воздух будет загрязнен в радиусе до 5 км – при сопутствующем ветре, если в отходах свалки есть летучие вещества (фенолы, бензолы, нефтепродукты-загрязнители 1–3-го класса опасности). И на 10 км, если свалка горит, что не редкость.
[:image:]
При горении свалок выделяются канцерогенные и ароматические соединения, а также тяжелые металлы, которые вызывают рост дерматитов, заболеваний легких и увеличение щитовидной железы. Регулярное воздействие этих веществ на организм человека способствует тому, что в районах, прилегающих к свалкам, повышается общий уровень онкологических заболеваний, рост детской заболеваемости и смертности.