Горе от вина. Во что превратилась крымская "Массандра"?
«Собеседник» разобрался, что происходит со знаменитым заводом вин «Массандра» после воссоединения Крыма с Россией
«Собеседник» разобрался, что происходит со знаменитым заводом вин «Массандра» после воссоединения Крыма с Россией.
[:rsame:]
Крупнейшее винодельческое предприятие Крыма – знаменитая «Массандра» – за минувший год испытало все «побочные эффекты» скандального процесса национализации: смену руководства, уголовные дела, визиты отрядов «самообороны». В итоге, по словам сотрудников, основное производство простаивало несколько месяцев. А из пользования «Массандры» исчез земельный участок с ценными виноградниками. В ситуации разбиралась спецкор «Собеседника».
Упоение властью
В отличие от большинства национализированных предприятий полуострова, «Массандра» пережила «Крымскую весну» относительно спокойно. Директор предприятия Николай Бойко, руководивший им почти 30 лет, громко радовался «возвращению на родину» и до недавних пор оставался при должности. Тучи над ним сгущались постепенно. В сентябре глава Крыма Аксенов заявил о финансовых нарушениях за время правления Бойко на 4,3 млрд рублей. Деталей дела ни г-н Аксенов, ни компетентные органы тогда так и не пояснили. Зимой заговорили более конкретно: следствие заявило об ущербе в 7 млн руб, нанесенном одному из совхозов «Массандры»: госпредприятие «Таврида» вынуждали сбывать продукцию на головной завод по заниженной стоимости.
В итоге в феврале на «Массандре» все-таки произошла смена руководства при содействии незаменимой «самообороны Крыма». Отстраненный Бойко слег в больницу с сердцем. Но часть бывших сотрудников с ситуацией не смирились – они прямо заявили о «рейдерском захвате» «Массандры» и написали президенту жалобу с подробным рассказом о пережитых за минувший год трудностях.
[:image:]
Часть из них, связанная с переходом под российскую юрисдикцию, оказалась общей для всех виноделов Крыма.
– Для получения российских акцизных марок, по требованиям Росалкогольрегулирования (РАР), на предприятиях необходимо установить систему ЕГАИС, что и технологически, и финансово очень затратно, – рассказывает один из участников рынка Сергей Мазуров. – Причем поначалу виноделам выдавали лишь региональные акцизы – реализовывать продукцию мы могли лишь в пределах Крыма. Федеральные акцизы начали получать лишь недавно.
[:rsame:]
«Массандра» федеральный акциз так и не получила, по словам нового руководства, это должно произойти на днях. Как уверяет прежняя дирекция, из-за сложностей сбыта предприятие в течение года работало в убыток, а в декабре и вовсе вынуждено было прекратить производство. Не помог и тот факт, что крупнейший крымский винзавод стал ФГУПом при Управлении делами президента.
– Еще в июне было решено, что «Массандра» перейдет на баланс территориального УДП, – рассказывает бывший исполнительный директор предприятия Юрий Космачевский. – Но из-за санкций, юридических сложностей и ошибок чиновников возня с документами длилась до конца года. В сентябре было создано ФГУП, которому лишь в декабре формально передали в аренду имущество украинской «Массандры». При этом за весь «переходный период» это имущество так и не прошло необходимую по российским законам госрегистрацию, а значит, не могло использоваться. Лицензию от РАР мы получили лишь в конце декабря, акцизов так и не было. В итоге с декабря работа головного предприятия, по сути, была приостановлена.
Сахарные земли
Проблемы начались и на землях восьми совхозов «Массандры», которые теперь стали филиалами ФГУПа.
[:image:]
– У нас простой начался в ноябре, – рассказал директор ГП «Ливадия» Александр Кирюшкин. – Тем более что мы как филиал теперь не можем сами заниматься розливом и сбытом продукции, эти направления пришлось закрыть. По новым правилам мы можем лишь поставлять виноматериал на головное предприятие. Но поскольку оно также приостановило деятельность, мы все это время занимались полевыми работами.
Кстати, на «Ливадию» ревизия «самообороны» явилась задолго до «Массандры», еще в апреле. Сотрудникам пришлось на месяц уйти «в поля», основное производство было парализовано.
– Уже тогда предпринимались попытки силовой замены руководства совхоза, – уверяет Космачевский. – В целом за год все наши предприятия подвергались наездам властей в различных формах, но с одной целью – отобрать у «Массандры» участки ценной земли на Южном берегу Крыма. Ради этого отстранили и Бойко. Если президент Путин не примет меры, «Массандру» местные власти просто растащат по кусочкам.
[:image:]
Эти мрачные пророчества можно было бы назвать мстительными домыслами смещенных руководителей. Однако в случае с «Ливадией» предсказания уже сбылись.
[:rsame:]
– После перерегистрации мы получили распоряжение Совмина Крыма, говорившее, что нам больше не принадлежит участок в 12 га на побережье Симеиза, – рассказывает Александр Кирюшкин. – Это один из лучших участков во всей «Массандре», на нем выращивается элитный сорт винограда, из которого мы делаем знаменитый на весь мир «Мускат белый Красного камня». Виноградники и сейчас там, мы даже продолжаем их обрабатывать, хотя по документам они уже не наши. Почему, в чью пользу изъяли участок, нам так и не объяснили.
По соседству с виноградником находится санаторий «Мрия», с 2010 года принадлежащий Сбербанку.
– Говорят, что наш участок передали им и скоро здесь будет гольф-клуб. – Пенсионеры Нина и Александр Зеленские работают на этом винограднике уже больше 30 лет. – Нас и при Украине неоднократно пытались отсюда выгнать. Еще в 2013-м бывший директор «Ливадии» хотел продать участок какому-то армянскому бизнесмену, но тогда это удалось предотвратить. Мы были уверены, что уж при России такого точно не допустят.
[:image:]
Участок с выходом к морю умеет «ценить» любое руководство. Для винограда это полезно – лоза набирается сахару. Но для инвесторов прибрежный кусок земли слаще любого муската.
В Управлении делами президента нам подтвердили судьбу участка. Кому он принадлежит сейчас, не пояснили. Заметив лишь, что все решения по передаче имущественного комплекса «Массандры» «приняты компетентными органами» Республики Крым.
[:rsame:]
Между тем экс-руководители «Массандры» предрекают, что на этом «компетентные органы» не остановятся.
– В декабре–январе директора совхоза «Гурзуф», теперь уже уволенного, активно уговаривали отказаться от 34 га виноградников, – говорит Космачевский. – Это тоже приморский участок, граничит с землями, которые еще при Украине выкупил Алекперов. Не сомневаюсь, что скоро и его отберут.
Пьянящие перспективы
В УДП прогноз не подтвердили, заметив, что сотрудники управления не допустят дальнейших изъятий, а, наоборот, займутся возвращением незаконно утраченного. Действительно, земли «Массандры» по кусочкам растаскивали и при Украине. «Золотые» виноградники тянутся вдоль побережья на 180 км. Только за 2009–2012‑й прокуратура Крыма выявила отчуждение 400 га земли с ущербом почти в 600 млн руб. А по данным УДП, «с 1991-го при бывшем руководителе Бойко было изъято более 16 тыс. га земли».
Новым руководителем ФГУП «ПАО «Массандра» стала экс-директор завода шампанских вин «Новый Свет» Янина Павленко. Кстати, в 2003–2008-м она возглавляла многострадальный совхоз «Ливадия».
[:image:]
[:rsame:]
Отставные руководители «Массандры» теперь ехидно вспоминают и другие факты ее биографии. Якобы в 2010-м она, депутат Госсовета Крыма, приезжала в один из детских домов и агитировала сирот за Партию регионов. В крымской прессе пустили слух, что при ее руководстве «Массандру» скоро сольют с шампанским заводом. Однако г-жа Павленко эти домыслы отвергает, уверяя, что уже налаживает для «Массандры» новые каналы сбыта и в этом году увеличит производство с 10,7 до 12 млн бутылок. Правда, по словам сотрудников, сделать это за оставшиеся девять месяцев практически нереально. Но работники рады уже тому, что им снова начали платить.
– В течение всего года были перебои с зарплатой, за январь–февраль выдали только в марте, – говорит главный агроном «Ливадии» Иван Марченко. – Правда, зарабатываем мы теперь меньше, чем при Украине. Я получаю 15 тысяч рублей, водитель наш – 6 тысяч. А цены поднялись втрое. Но другой работы в Ялте все равно нет.
Поэтому сотрудникам остается лишь смириться с «трудностями переходного периода».
– Мы с пониманием относимся к ситуации, довольны тем, что мы в составе России, а тем более вошли в такую серьезную структуру, как УДП, – говорит директор «Ливадии», у которого в кабинете уже имеется портрет президента Путина. – Думаю, нас все-таки не оставят без внимания, а предприятие – без заказов.
Тем более что в пользовании той же «Ливадии», за исключением изъятого участка, остается еще более 300 га виноградников. Есть с чем работать. Дальнейшая судьба «Массандры» покажет, что слаще для российских чиновников – винные реки или крымские берега.
[:wsame:]
[:wsame:]