Как интернет-мошенники обманывают покупателей и что делать
Интернет–магазины стали все чаще обманывать доверчивых российских покупателей на фоне падения курса рубля
Интернет–магазины стали все чаще обманывать доверчивых российских покупателей на фоне падения курса рубля.
Сайты виртуальных магазинов пестрят угрожающими анонсами: «В связи с резким изменением курса валют повышение закупочных цен уже составляет от 30%. Большинство наших розничных цен ниже новых закупочных. Уже ясно, что товара по старым ценам до Нового года всем не хватит».
И что самое грустное – доля истины в этом есть. Вот народ и сметает с интернет–прилавков импортную технику, пока она не подорожала на треть. Лакомое время не только для покупателей, но и для онлайн–жуликов.
[:same:]
Соблюдайте дистанцию
Чем хорош интернет-шоппинг, если вы покупаете новую фотокамеру или какой-нибудь ноутбук? По статье 25 закона «О защите прав потребителей» (ЗПП) в течение двух недель после покупки «потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца», но... Это не касается технически сложных товаров – автомобилей, компьютеров, электроприборов. А именно на них-то сейчас самый спрос.
На наше счастье, в ЗПП есть еще и статья 26.1 – «Дистанционный способ продажи товара». И там права покупателя обозначены немного шире: «Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней».
И техническая сложность тут уже неважна. То есть тот же холодильник или телевизор, но купленный уже через интернет, если он не подошел по габаритам или даже просто разонравился, в течение недели можно все же возвратить продавцу. И тот обязан вернуть все деньги (за вычетом, правда, стоимости доставки).
Совет
Учтите, что «возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара». Так что обязательно сохраняйте не только чеки, но и упаковку. Некоторые продавцы отказываются принимать товар под тем предлогом, что упаковка вскрыта, но это уже незаконно. Еще продавцы часто спрашивают, был ли товар в пользовании (то есть, допустим, включали ли вы холодильник). На всякий случай честно отвечайте, что нет.
[:image:]
Если попадать в сеть, то лучше в крупную
Плохо, что закон виртуальные продавцы соблюдают далеко не всегда.
Я, например, купил на днях телевизор. И не в какой-то одноразовой интернет-лавочке – сделал заказ на сайте крупной международной сети по продаже электроники. Получил и бланк заказа, и гарантийный талон, и сразу два чека – простой и товарный. Всё, как полагается, но... Отказаться от телевизора с первого раза не получилось.
– Да, все, что вы покупали через сайт, вы можете вернуть в любом из наших розничных магазинов. Приезжайте в ближайший, и вам оформят возврат, – пообещал мне сотрудник колл-центра торговой фирмы.
Вот только в самом этом розничном магазине и слышать ничего не захотели:
– А вы не у нас покупали! И даже не в нашем интернет-магазине. На чеке – не наша печать. Может, это мошенники?
Смотрю на оба чека – и правда, название фирмы даже не похоже на то, что у продавца. Оказалось, это были реквизиты компании по доставке, но и им товар нельзя вернуть, они же просто посредники.
[:rsame:]
– Хорошо, – говорю, – но в законе сказано: «Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца». В колл-центре подтверждают, что заказ был сделан именно у вашей фирмы. Есть бланк заказа. Тогда я просто спрячу эти чеки, чтобы непонятная печать вас не смущала.
– Ну, ладно, – сдались в отделе возврата, – пишите претензию юристу. Рассмотрим в течение 10 дней.
Деньги, впрочем, мне вернули гораздо раньше. И даже извинились. Больше того, поблагодарили:
– По вашему запросу было проведено внутреннее расследование. В ходе него выяснилось, что такая ситуация сложилась по оплошности сотрудника магазина, который не уделил должного внимания проверке товарного и кассового чеков, вследствие чего он счел их недействительными. Такие случаи у нас единичны, но спасибо, что довели до нашего сведения данный эпизод. Это поможет нам улучшить качество обслуживания наших клиентов и свести к минимуму возникновение подобных недоразумений в будущем. А то обычно люди стесняются обращаться с претензией, когда нарушаются их права.
Совет
Внимательно изучите платежные документы, которые вам дают во время доставки. На них должны быть указаны реквизиты либо компании-продавца, либо платежного агента, с которыми работают интернет-магазины, не имеющие собственной службы доставки. Если стоит печать именно агента, на всякий случай возьмите под диктофонную запись пояснение на эту тему курьера или сотрудника магазина. И никогда не стесняйтесь писать претензии. Вопреки заблуждениям – помогает.
[:image:]
Выбирать нужно не только товар, но и магазин
Так, оказывается, часто бывает – покупаешь товар в одной фирме, получаешь чек от другой и потом не знаешь, где правду и деньги искать. Если даже в уважаемых интернет-магазинах случаются подобные эксцессы, то что уж говорить об онлайн-забегаловках. Некоторые из них не скрывают, что разводят своих покупателей, и даже заранее об этом преду-преждают.
К примеру, достаточно крупный магазин «Плеер.ру» совсем недавно подробно разъяснял, что доставляет товары не по почте, а с курьером, а значит, это не дистанционная торговля и о возврате покупатели даже с правильным чеком на руках могут и не мечтать.
[:same:]
Сегодня эти подробности с сайта магазина исчезли, но все равно там несколько раз прозрачно намекают: «Если вы все же оказались в ситуации, когда технически сложный товар не оправдал ваших ожиданий, советуем не унывать и попробовать продать его через наш форум-барахолку либо сделать благородное дело – подарить его близкому вам человеку и купить у нас новый». Ну откровенная разводка.
Или другая история. Магазин Vasko.ru, например, убеждает своих посетителей, будто те не имеют права сдать обратно даже откровенный брак: «Технически сложные товары с момента покупки «встают» на гарантийное обслуживание, и дальнейшие претензии должны направляться непосредственно в сервисный центр».
Тоже полная чушь: по закону (статья 18) покупатель сам решает, обращаться ли ему с бракованным товаром в сервис за ремонтом или к продавцу – за деньгами. Причем в течение даже не 14 дней, а всего гарантийного срока.
Совет
При помощи претензий можно отстоять свои права, но обычно это требует времени и нервов. Так что лучше заранее внимательно отнестись к выбору надежного интернет-магазина, внимательно изучив его сайт. С мелкими и тем более «одноразовыми» конторами, которые могут впихнуть вам откровенный брак и тут же закрыться, лучше не связываться вообще. Кстати, запомните, что по ЗПП (статья 26.1) вам «в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация... о порядке и сроках возврата товара».
Если в товарном чеке права потребителя не указаны, он имеет право вернуть покупку в течение уже не недели, а трех месяцев. А если продавец вслед за товаром станет «ломаться», его ждут пени в размере 1 процента от стоимости покупки в день. Солидная сумма для того, чтобы привести виртуальных мошенников в чувство.