06:13, 10 Июня 2014 Версия для печати

Российские спонсоры Майдана нацелились на Одессу

Майдан
Не исключена версия, что в истории с майданом есть и российский след
Фото: Global Look

Блогосфера пестрит сведениями, проливающими свет на участие российских беглых олигархов в финансировании Евромайдана и отрядов "Правого сектора", из чего следует, что истинной целью украинского переворота был захват власти в стране олигархическими структурами — один за другим местные олигархи становятся во главе украинских регионов.

Но, как передает "Труд.ру", в истории с майданом есть и российский след. ОАО "Тольяттиазот", крупнейший в мире производитель аммиака, поставляет свою продукцию через одесский порт, до которого она транспортируется через уникальный аммиакопровод протяженностью в 2500 км. Его российская часть контролируется самим ТоАЗом, а украинская находится в ведении государственного "Укрхимтрансаммиак". Эта двойственность уже становилась причиной неприятностей для предприятия, когда украинская сторона в 2012 году внезапно на две недели прекратила прокачку аммиака. ТоАЗ в одночасье потерял 500 млн руб. и вообще находился на грани остановки.

Естественно, такое положение дел не могло устраивать собственников ТоАЗа — семью Махлаев, проживающих в Европе и США. Ситуация прояснилась с появлением в Интернете сенсационного десятиминутного ролика "Майдан пахнет аммиаком". В нем подробно, с комментариями представителей украинских правоохранительных органов рассказывается об участии Махлаев в финансировании переворота, в обмен на которое им, судя по всему, был обещан полный контроль на аммиакопроводом. Российских олигархов видео не на шутку обеспокоило, и они приложили нешуточные усилия, чтобы от него избавиться — в ход пошли запросы и опровержения от прикормленных "экспертов", "политологов" и даже нескольких депутатов Государственной думы.

Тем временем планы Махлаев оказались под угрозой срыва — переворот-то состоялся, но народное восстание в юго-восточных регионах Украины пока не позволяет прибрать заветную трубу к рукам. Поскольку трубопровод проходит по Харьковской, Донецкой, Запорожской, Днепропетровской, Херсонской, Николаевской областям и заканчивается в Одессе, Махлаи заинтересованы в скорейшей подавлении восстания, и наряду с Игорем Коломойским и другими местными олигархами продолжает вкладывать значительные средства в отправку батальонов смерти "Правого сектора" на юго-восток. Интересно, что ополченцы Донецкой области и других восточных регионов, возмущенные агрессией Киева, не трогали местный бизнес. За одним показательным исключением — когда в городе Горловка Донецкой области группа вооруженных людей побывала на производственном управлении ГП "Трансаммиак". Именно здесь находится одна из узловых перекачивающих станций аммиакопровода, что, конечно же, было хорошо известно ополченцам.

Журналист и блогер Олег Лурье обнародовал еще один важнейший факт, о котором ранее не сообщалось — интересы Махлаев не ограничиваются трубой. В самом ее конце находится "Одесский припортовый завод", откуда аммиак переправляется в разные страны мира, главным образом, в США. Без него контроль над украинским участком трубы фактически не имеет никакого смысла. В январе 2014 года Фонд госимущества Украины запланировал на декабрь этого года конкурс по приватизации 99,57% акций ОАО "Одесский припортовый завод". Этот актив обладает единственным в Украине терминалом по перевалке в 4,7 млн тонн аммиака в год и хранилищем на 120 тыс. тонн. Разумеется, Махлаи не могли пройти мимо такого события, но вот в нормальных условиях шансов у них было немного — ОПЗ уже прочно "застолбил" за собой украинский олигарх Дмитрий Фирташ, поставщик основного сырья на предприятие и друг экс-президента Виктора Януковича.

И вот тут начинается самое интересное: высокопоставленные покровители Махлаев, включая американского вице-президента Джо Байдена, пришли на помощь своим протеже, ведь для них бесперебойные поставки тольяттинского аммиака также имеют стратегическое значение. Дмитрий Фирташ был изящно выключен из приватизационного процесса. Ровно через два месяца после объявления о приватизации ОПЗ, 12 марта этого года Дмитрий Фирташ был арестован в Вене по американскому ордеру и выпущен 21 марта под рекордный для Австрии залог в 125 млн евро. Пока австрийский суд рассматривает запрос США на его экстрадицию, олигарх не может покидать пределы страны. "Дело Фирташа" тянется в США худо-бедно аж с 2006 года, но факт его ареста сразу после объявления о приватизации "ОПЗ" не может не обращать на себя внимания.

Таким образом, как пишет "Труд.ру", на "ОПЗ" и уникальный трубопровод остался один реальный претендент — Махлаи и "Тольяттиазот". По информации Олега Лурье, сейчас они уже решают с новыми украинскими властями технические вопросы сделки.


Напомним, что бывший глава и основной владелец ОАО "Тольяттиазот" Владимир Махлай с 2005 года проживает в Лондоне, скрываясь от российских правоохранительных органов, обвинивших его в мошенничестве и неуплате налогов в особо крупном размере. В 2013 году к нему присоединился гендиректор завода Евгений Королев, который подозревается в мошенничестве на $ 550 млн и выводе наиболее ликвидных активов "Тольяттиазота". Председателем совета директоров предприятия c 2011 года является сын Владимира Махлая Сергей, с 1994 года проживающий в США. По некоторым данным, в США он сменил имя на "Serge Makligh". Контроль над "Тольяттиазотом" Махлай-младший делит со швейцарцем Андреасом Циви, другим крупным акционером предприятия.

"Тольяттиазот" впервые появился в расследованиях Олега Лурье год назад, когда, по словам журналиста, представители предприятия пытались предложить ему размещать публикации в их интересах в обмен на некие "финансовые условия".

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

11:21, 11 Декабря 2016
Sobesednik.ru поговорил с Максимом Рыбиным – капитаном тольяттинской «Лады», чьи игроки с лета не получают зарплату
»
11:04, 11 Декабря 2016
Лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров решил попрощаться с карьерой телеведущего, узнал Sobesednik.ru
»
07:08, 11 Декабря 2016
АвтообозревательSobesednik.ru о влиянии кризиса на автомобильную среду
»