00:00, 05 Мая 2010 Версия для печати

Хождение по морю на бересте

На первый взгляд все произошло случайно: однажды на выставке народных ремесел встретились археолог, ведущий научный сотрудник Соловецкого музея-заповедника Александр Мартынов и специалист по изготовлению традиционных изделий из бересты Александр Шутихин. Встретились и сделали общее дело, которое вполне можно сравнить с сенсационным сооружением аналога древнеегипетского судна «Ра». Только там трудился огромный коллектив, были вложены большие средства и звучали громкие имена ученых – чего только стоит Тур Хейердал! А тут за трое суток группа энтузиастов из 5 человек соорудила каркасную берестяную лодку и меньше чем за сутки совершила переход от карельского города Кемь до Соловецких островов, доказав тем самым, что в середине V тысячелетия до н. э. люди попадали на архипелаг по морю на лодках, изготовленных из подручного материала.

житель Котласа Александр Шутихин может сделать из бересты все – от традиционной посуды до корпуса жидкокристаллического монитора. Однажды в архивах он обнаружил документ XVII века, а в нем описание лодок из бересты, которые ходили в то время по Северной Двине. Естественно, ему захотелось такую сделать! За основу Шутихин взял чукотские и эскимосские каркасные суда, а детали додумал сам. Первая берестяная лодка протекала и в конце концов утонула. На второй можно было плавать по небольшому озеру. Третья с успехом прошла 600 километров по Северной Двине. Но как береста поведет себя в морской воде и на морской волне, было неизвестно.

Археолог Александр Мартынов почти 30 лет занимается раскопками стоянок домонастырской истории Соловков. Его очень интересовало даже не то, как попадали древние саамы на архипелаг, а как они умудрялись перевозить керамические изделия, орудия труда и охоты, сделанные из материалов, которые на Соловках не встречаются.

Кроме мастера Шутихина и археолога Мартынова, постройкой берестяной лодки занимались еще три человека – Владимир Ярышев, Андрей Полежаев и Иван Дубовской. Работали на диком весеннем холоде, на пронзительном морском ветру. Сначала были воткнуты березовые колья, закреплявшие форму будущего судна – своеобразные стапеля. В них выложили пласты бересты, вымоченные в морской воде и ошпаренные кипятком, – по два слоя на нос и корму, один на корпус. Бересту фиксировали на стапелях камнями, загибали по будущему очертанию дна и прошивали сосновым корнем. Потом к дну пришили борта из более коротких кусков бересты. Получившийся чехол надели на каркас из ели и снова зафиксировали корнем сосны. Все отверстия и подозрительные места залили древнейшим из герметиков – горячим отваром из еловой смолы и жира. Мартынов строго следил за тем, чтобы весь процесс был подлинным. Даже «проколки» для сшивания бересты он пытался сделать из кварца, а когда с помощью спичек разводили костер для варки елово-свиного клея, норовил подсунуть «исторически правильный» кремень.

Едва лодка высохла, Шутихин и Мартынов отправились в открытое море. Ученые считают, что саамы не ходили по морю дальше чем на 15–20 километров. Они передвигались от острова к острову, а по суше носили лодку на себе. Мартынов с Шутихиным замахнулись сразу на весь переход: лодка выдержала испытание с честью, а вот гребцы после 8 часов в море не могли не то что шевелить руками – поднять рюмку на банкете по случаю удачного эксперимента.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

00:03, 03 Декабря 2016
На каком основании госчиновники имеют сверхдоходы за счет бюджета, поинтересовался Sobesednik.ru у известных людей
»
22:04, 02 Декабря 2016
Что нужно помнить о поручнях в автобусе и почему мыть руки стоит не только перед едой. ЗОЖ-памятка Sobesednik.ru
»
21:00, 02 Декабря 2016
Кому предстоит платить двойной налог на недвижимость и коснется ли это садоводов и дачников, узнал Sobesednik.ru
»