18:33, 01 Февраля 2008 Версия для печати

Абдулов сам выбрал меня на свою роль

Актера Ленкома Сергея Чонишвили могут не сразу вспомнить в лицо, но телезрителям его бархатный, слегка прокуренный голос знаком очень хорошо. Реклама пива и дорогих автомобилей, заставки всех программ канала СТС, озвучивание документальных фильмов… Но в последнее время внимание журналистов к персоне заслуженного артиста было вызвано грустным обстоятельством: так уж случилось, что Сергею довелось играть последнюю роль Александра Абдулова.
 
Театр: чтобы стать признанным, надо умереть

– Сергей, почему именно вы играете роль Кочкарева в гоголевской «Женитьбе»? Ту роль, которая была последней работой Александра Абдулова в Ленкоме?
– Чтобы закрыть эту тему раз и навсегда, рассказываю. Мне по большому счету плевать, что пишет желтая пресса. Но эта ситуация вывела меня из себя, я даже собирался подать в суд на одну газетенку, такого они понаписали. Ну например, что на премьерном спектакле «Женитьбы» артист Чонишвили отыграл первый акт, а потом отказался выходить на сцену, как барышня-институтка. И что Александр Лазарев-младший целых двадцать минут уговаривал меня вый­ти на сцену. Бред собачий!
А как получилось, что я играю роль за Александра Гавриловича? Дело было так. У меня вообще-то жизнь на ближайшие полтора месяца была четко выстроена. Узнал я о ситуации с Абдуловым, будучи в городе Бостоне. Решение, кто будет играть вместо него, принималось совместно Марком Анатольевичем Захаровым и Александром Гавриловичем Абдуловым. Окончательное решение было за Абдуловым. Именно это меня сподвигло на то, чтобы сказать «да». А мог сказать «нет». Я сказал «да», хотя это был достаточно сложный эксперимент.
В театре это оценили и все время меня спрашивали, не нужно ли чего, чем помочь. То есть относились ко мне, как к не очень здоровому человеку, понимая, что ситуация была непростая. 
Вообще Александр Гаврилович должен был играть этот спектакль сам. Был расчет, что если он будет себя хорошо чувствовать, то это произойдет уже в Питере, куда мы поедем на гастроли в феврале. Там будет четыре спектакля, и по идее один должен был сыграть он. Все зависело от того, как бы он себя чувствовал. Если говорить о его уходе, я думаю, просто организм  Александра Гавриловича устал. Когда в день награждения орденом (13 декабря 2007 года. – Ред.) он от Путина приехал в театр, шутил, причем не надрывно, нормально, но это уже был другой человек. Не просто нездоровый и уставший – у него в глазу уже была другая ситуация. 

– Как сказал Ярмольник, Абдулов хотел, чтобы никто о трагическом исходе не думал. Сам-то Александр Гаврилович наверняка знал, что будет, но вот окружающим в это поверить не давал.
– И это правильно. Это нормальная позиция жизнелюбивого человека. Он, конечно, оберегал всех окружающих. А что и кто говорит по поводу моей роли в «Женитьбе», мне, честно говоря, по барабану. К слову, о Ярмольнике. Он многим помогал и помогает. И Абдулову, и Филатову. И при этом не кричит об этом на каждом перекрестке, а просто делает. Хотя на подобных поступках можно устроить себе фантастический пиар.
– Говорят, чтобы стать в Ленкоме звездой, надо пройти очень долгий путь –  от седьмого гриба в восьмом ряду до главной роли.
– Это не только в Ленкоме. Во всех российских репертуарных театрах схожая ситуация. Театр – это организм. И есть разные артисты, одни играют первые роли, другие – вторые, а есть люди, которые помогают первым и вторым. Поддерживают их вниманием и энергетикой.
– Все зависит от степени таланта?
– От степени удачи, от счастливо вытащенного «лотерейного билета». А талант – это несколько размытое понятие. Еще Ролан Быков говорил, что средний уровень артиста сегодня достаточно высок. Очень многие могут сделать так, так и так. Но если артист заявляет о своем таланте, то давайте сначала посмотрим, какое количество людей ему поверят.
– А можно ли продемонстрировать степень таланта, снимаясь в сериалах?
– Можно. О большом артисте сейчас сложно говорить с точки зрения сериальной продукции. Кстати, что сериалы станут невероятно популярны, я говорил, снимаясь в «Петербургских тайнах» еще в 1990 году. Говорил, что надо развивать свое производство сериалов, а мне отвечали: «Мальчик, заткнись».
– С талантом понятно. А из чего, по-вашему, складывается успех?
– Первое и главное – надо помереть. После этого у зрителя ты будешь властителем дум, и даже те люди, которые к тебе плохо относились, мешали тебе жить, создавали всяческие проблемы, будут говорить: «Я всегда знал, что это был замечательный артист». Второе – это признание за пределами страны. Третий момент – правильный пиар. Можно на сегодняшний день быть вообще никем, но если ты являешься персоной с обложки, если все внимательно следят, как ты одеваешься, с кем встречаешься, где и что ты сказал, что купил и так далее, то стать известным можно на счет «раз». А еще очень важно показаться в кулинарной передаче и рассказать, что ты ешь. А дальше, что бы ты ни говорил, что бы ни делал, всё  будет гениально. Ну, а четвертый момент – удачное стечение обстоятельств. Бывает человек изначально талантлив, но мы не привыкли филигранно взращивать таланты и вкладывать в них средства, чтобы они сработали потом. Русский бизнес основан на «прямо сейчас и много».

Телевидение: официальный голос СТС

– Почему же вы, так плотно работая с телевидением, не стали суперизвестным? Так, чтобы на каждом столбе портрет висел.
– А зачем?
– Вы же актер, а тщеславие, я полагаю, часть вашей профессии.
– Я не актер, а человек, занимающийся актерской профессией.
– В дипломе-то, наверное, написано, что актер?
– Когда меня попрекают актерством, я отвечаю, что я вообще-то писатель, все-таки несколько книг написал. А когда говорят, что и писатель-то хреновый, отвечаю, что я диктор. Если кому-то не нравлюсь как диктор, говорю, что я не диктор, а актер. Словом, мне очень удобно, у меня круговая порука.
– Канал СТС звал вас сниматься в сериалах?
– Были предложения.
– Пожалели, что не согласились?
– Нет. А вот куда бы хотел попасть, но не попал…
– Это куда?
– Нельзя ругаться.
– «Идиот», что ли?
– Это между нами.
– Ну наверняка можно было подсуетиться – и получилось бы?
– Никогда ничего не просите, сами придут и дадут.
– Вас называют голосом СТС.
– Я и есть «официальный голос СТС». Работаю там с 1998 года.
– Не обидно? Ведь быть актером в кадре и быть голосом за кадром – разные вещи.
– В данном случае это личная проблема каждого. А еще я озвучиваю мультфильмы, документальные фильмы на каналах «Россия», Рен ТВ, «Первом» и других. Кроме всего этого, есть и реклама.
– Работая над документальными фильмами, насколько глубоко погружаетесь в материал?
– Иной раз очень хочется почитать по теме что-то еще. А могу просто прийти и отчитать текст, если это тупая гламурная история. А могу  и отказаться читать.
– И неважно, что это хороший канал?
– Даже неважно, что это хорошие деньги.
– Вы как-то сказали, что очень бедно жили «на заре туманной юности».
– Я очень хорошо прожил какую-то часть своей жизни. В 1982 году, будучи 16-летним подростком, поступил в институт, переехал из Омска в Москву. Стал жить один. Я не был уверен, что поступлю с первого захода. Более того, я еще не окончил учебу, как меня сразу взяли в Ленком. А через год я ушел в армию. Вернувшись, сделал немножко неправильную ставку. Образно говоря, я думал, что мы играем в шахматы, а выяснилось, что все играют в шашки.
Справившись и с этой ситуацией, я начал заниматься своей биографией. Но тут ударила «великая августовская революция». В начале 90-х молодой человек 27 лет от роду, проживающий по временной прописке в общежитии на 9 метрах, играющий 28 спектаклей в месяц в массовке, не снимающийся в кино, должен был думать о том, как выжить, а не о карьере. Мне заработной платы при жесткой экономии хватало на полторы недели. И не имея никаких перспектив, я решил что-то изменить. Решение было одно – уйти в другую профессию.
– И только вы об этом подумали, подвернулась Америка?
– У меня была возможность поступить в тамошний университет, за два года доучиться до бакалавра и магистра. Потом потратить еще год, чтобы вступить в актерский профсоюз, и только потом начать работать. Но как только я об этом подумал, то решил сделать последний эксперимент. Случился независимый театральный проект «Игра в жмурики», который оставил меня в актерской профессии. Это было на заре антрепризы. Точно помню: 1993 год, 10 января, Андрей Житинкин, Андрей Соколов, Олег Фомин, Дима Марьянов. Всем нам что-то надо было делать.

Женщины

– Как человек с грузинской фамилией оказался в Омске?
– Да уж, поскитались... В роду у нас поляки, русские, грузины, чехи, немцы, французы, шведы. Из них один родственник окончил Пажеский корпус в Питере, другой фабрикант. Еще был шансонье, а был и тринадцатый ребенок в семье, он до старости писал с ошибками, потому что имел 4 класса образования. Еще был у нас по отцовской линии один меньшевик.
– Чью кровь вы ощущаете больше?
– Я космополит.
– Что бы вас заставило сбрить усы, сменить имидж?
– Работа. Если это интересно, можно и сбрить. Это ж не часть имиджа. У меня было много экспериментов со своим лицом. Я его знаю достаточно хорошо. Зимой, чтобы не особо мучить себя, я не бреюсь.
– А налысо побриться?
– Легко, если это стоит свеч. Я не против даже постельной сцены в картине. Если она по делу, то я соглашусь, а если нет – то, пожалуй, увольте.
– Что для вас самое главное в жизни?
– Ощущение себя в пространстве.
– А некоторые говорят – любовь.
– Любовь – она определяющая. Тогда будем говорить: любовь и красота. А с точки зрения профессии любовь и красота – достаточно абстрактные понятия.
– Бывают же очень красивые девушки.
– Ну, а красивая девушка – это не профессия. Если только она не работает «девочкой».
– Евгений Миронов о своей личной жизни рассудил так: жениться надо было в 20 лет, позже начинаешь ковыряться.
– Кто-то может жениться в 20, а кто-то в 60 лет. У каждого свои обстоятельства.
– А вам никогда не хотелось просто завязать с холостяцкой жизнью и  жениться?
– Узнаю чисто российский подход. Ну, тогда я не россиянин.
– Может, вы просто заковырялись?
– Я себя чувствую вполне комфортно. Или надо иметь семью, потому что так написано в какой-то красной книжке золотыми буквами?
– Это же важно – чтобы было кому в старости стакан компота поднести!
– Есть другая легенда: человека долго долбали на аналогичную тему, типа будешь помирать – и некому будет стакан воды подать. Он женился, а когда умирал, лежал и думал: блин, а пить-то совсем не хочется! С точки зрения техники я сам себя пока отлично обслуживаю. Все остальное  – это сочетание или несочетание энергетики. Да и не хочу обременять собой никого.
– Какой набор качеств устроил бы вас в спутнице жизни?
– Если б нос Ивана Кузьмича да приставить к губам Ивана Палыча. Не готов сказать. Человек же не живет с картинкой.
– Есть мнение, что русские женщины избаловали мужчин и от этого даже у самых тщедушных появляется чувство собственной неотразимости.
– Мужчин вообще мало. И не только в России – в мире. А насчет неотразимости...  С мозгом далеко не у всех все в порядке. Дело в том, что количество ра-зума на земле величина постоянная. А население-то растет. Поэтому разума все меньше.
– Может, вы эгоист?
– Конечно, как всякий ра-зумный человек. Хотя есть большая проблема. Как одна моя знакомая сказала: если найдется один голодный в Бангладеш, то я буду об этом думать и строить из этого вселенскую проблему. Мне тоже жалко голодающих в Бангладеш, но больше я переживаю за то, как человек относится к природе, мне жалко бессловесных бездомных собак, а также уссурийского тигра, мне хочется убить шофера, опрокинувшего химикаты в озеро Иссык-Куль, хочется расстрелять чиновников, которые разрешали строить ЦБК на озере Байкал… Человек – мерзкое животное, не создающее вокруг себя ничего. Он может только использовать.
– Значит, к животным вы более терпимы, чем к женщинам?
– Я не завожу собак, потому что с ними надо гулять, а мне некогда. А завести хотелось бы, я люблю лабрадоров, джек-рассел-терьеров. Если получится заканчивать свою жизнь где-нибудь на ранчо в Аризоне, то, наверное, штук пять собак заведу.
– Почему в Аризоне?
– Там климат очень хороший, такого больше нет нигде. Там находится Гранд-Каньон. Там живут мои друзья. А вообще мне нравится просто садиться в машину и ехать по той самой знаменитой 66-й дороге.


Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Новое на сайте

11:12, 06 Декабря 2016
Sobesednik.ru спросил у двух знаменитых тренеров, насколько реален уход Леонида Слуцкого из ЦСКА
»
10:08, 06 Декабря 2016
Креативный редактор Sobesednik.ru Дмитрий Быков – об ушедшем в мир иной Гейдаре Джемале
»
07:09, 06 Декабря 2016
Получить зимой обморожение намного легче, чем кажется, напоминает Sobesednik.ru
»