00:00, 18 Ноября 2008 Версия для печати

Стиляги топят остров

Больше того, в результате волевого решения руководителей «Первого канала», поддерживающих картину Тодоровского и выпускающих «Стиляг» именно двадцать пятого, они лоб в лоб сталкиваются с «Морковью-2», выпуск которой придется на это же число.

Об этой ситуации написано уже много – и в блоге «Афиши», который ведут ее кино­обозреватели, и в «Известиях». Для меня главная трудность этого разговора в том, что я уже видел «Остров», он успел мне понравиться. Больше того, я и «Стиляг» видел, и сценарий Юрия Короткова «Буги на костях» знаю, и искренне считаю Валерия Тодоровского лучшим режиссером поколения сорокалетних. «Морковь» не видел, но, поскольку ее ставил Максим Пежемский, известный по дилогии «Мама не горюй» и по нескольким отличным ранним черным комедиям, сомневаться в успешности этого проекта тоже нет оснований. Там теперь придумано хитрее: телами меняются не муж и жена, а дети и родители. Куценко и Орбакайте вселяются в тела собственных детей и начинают зажигать в школе, а дети, дорвавшись до взрослой жизни, устраивают такой праздник послушания, что вот уж действительно мама не горюй. Всё это вполне удачные замыслы, и столкновение их на экранах в первые дни 2009 года (а до 31 декабря в кино ходить особо некогда) выглядит, как хотите, некой чрезмерностью.

Как «Первый канал» умеет раскручивать фильмы,  вся Россия до сих пор помнит по «Дозорам». Тогда два хороших, нет слов, и даже новаторских, но уж никак не шедевральных фильма сумели превратить в главное кинособытие эпохи нулевых. «Ирония судьбы-2» тоже была ничего себе, но тоже отнюдь не ах,  а между тем ее массированная пропаганда могла сравниться только с какой-нибудь советской идеологической кампанией вроде семидесятилетия Великого Октября. Нет сомнений, что от «Стиляг» скоро не будет проходу. Думаю, что картине это скорее повредит. Валерий Тодоровский снял мастеровитое, обаятельное, как всегда, и даже смешное временами, но пустоватое кино, предварительный показ которого в «Праге» скорей озадачил, нежели воодушевил. Конец пятидесятых был далеко не таким идиотским временем, каким выглядит в мюзикле Тодоровского; я понимаю, что у жанра свои законы, но все-таки, верьте слову, все было не так плоско, как получилось в этом новогоднем зрелище. Это время давало повод для постановки несколько более серьезных вопросов. И почему надо непременно сталкивать лбами две принципиально разножанровые картины, одна из которых изо всех сил упрощает и уплощает минувшую эпоху, а другая, наоборот, умно и точно высвечивает нашу,  я не могу понять тем более: Тодоровского-то зачем подставлять? Ясно ведь, что симпатии сколько-нибудь сообразительного зрителя будут не на его стороне. Провозглашая «Стиляг» хитом декабря и кидая все силы на их раскрутку, руководство «Первого канала» не может не понимать, что тем самым придает милой, но проходной картине несвойственное ей общественное звучание.

Роднянский на просьбу о комментарии ответил только: «Я сейчас ни о чем, кроме картины, не думаю. Мы доводим звук, а конфликты пусть раздувают те, кому это интересно».

Заранее хвалить «Остров», которого никто еще не видел, – тоже не самое перспективное занятие: это только раззадоривает фанов, которые прочли в Интернете поверхностные и брюзгливые впечатления Гоблина–Пучкова, увидевшего первые 20 минут, и сразу поверили, что Федор Бондарчук ничего хорошего не может сделать по определению. Странное дело, меня никогда не забавлял юмор Гоблина, и скорей уж я поверю в его неадекватность, нежели в окончательную потерянность Бондарчука для доброго дела. «Обитаемый остров» – очень хорошая картина. Многие из тех, кто был против нее предубежден, после просмотра изменили свое мнение и не побоялись в этом признаться.

Никаких специальных подколок в адрес российской власти там нет – люди взяли и бережно перенесли на экран ровно то, что написано у Стругацких. А написано у них, к сожалению, ровно то, что происходит в России, особенно в эпизодах, где речь идет о маленькой победоносной войне с бывшими нашими союзниками – хонтийцами. В сентябре это смотрелось особенно актуально.
В результате сложилась привычная конфигурация (редкий повод проследить, как она формируется): люди, считающие себя лояльными, в очередной раз скомпрометировали себя, противопоставляя друг другу разноплановые и несравнимые вещи, сталкивая лбами талантливых ровесников (Бондарчук в недавнем интервью назвал Тодоровского другом и почти братом), а главное – делая пиар «от противного» фильму, в котором можно заподозрить фронду. Это и есть ответ на вечный акунинский вопрос (из «Статского советника»): почему у нас на стороне оппозиции – таланты, а на стороне власти – посредственности? Да потому, что лояльность видит в таланте и серьезном отношении к ремеслу главную опасность, и это залог ее беспомощности во всех серьезных ситуациях. Больше того, теперь всех, кто возьмется писать о «Стилягах» или «Обитаемом острове», станут упрекать в проплаченности – либо это Эрнст платит хулителям Роднянского, либо Роднянский пиарит свое дорогое и масштабное кино… В общем, атмосфера в профессиональном сообществе опять испортилась  по той простой причине, что братья Стругацкие в 1968 году слишком хорошо разбирались в происходящем.

Впрочем, в названии более поздней книги – «Волны гасят ветер» они предсказали и эту ситуацию.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Loading...

Новое на сайте

00:04, 04 Декабря 2016
Михаил Осокин — о том, почему правозащитой в России занялись швеи и как в Москву могли заманить Дидье Маруани
»
20:08, 03 Декабря 2016
Режиссер Павел Лунгин рассказал в интервью Sobesednik.ru о совем новом фильме «Дама Пик» и других своих киноработах
»
17:04, 03 Декабря 2016
Sobesednik.ru выслушал историю женщины, которая в пенсионном возрасте реализовала себя в сфере туризма
»