00:00, 18 Ноября 2008 Версия для печати

Как укрепить фундамент демократии?

Человек слова

Многие наблюдатели говорят сегодня о «спешке», с которой происходит изменение конституционных норм. Это не так. Все дело в том, что законопроекты, которые вносит президент, Дума всегда рассматривает в первоочередном порядке. В нашем же случае это вообще особенные инициативы Дмитрия Медведева – он заявил о них публично, да еще в рамках ежегодного послания. Неудивительно, что в парламенте их ждал зеленый свет.

Кроме того, Медведев имеет репутацию человека, отвечающего за свои слова. Скорее всего именно поэтому на момент его заявления соответствующий законопроект (в рамках целого пакета) уже был готов. Для введения новых сроков требуется изменение Конституции. Однако вряд ли у кого-нибудь есть сомнения в том, что предложение президента будет оперативно принято Думой, Советом Федерации и региональными законодательными собраниями и Основной закон будет изменен.

Почему это происходит? Конституция, которой Медведев в послании неоднократно присягал, создала правовые условия для развития демократических институтов. За прошедшие 15 лет национальная модель демократии в основных своих чертах сложилась. Наш демократический дом  построен. Теперь нужно «достроить» его: система должна стать более гибкой, более оперативно реагирующей на возникающие вызовы. Президент как раз и делает это.

Политическая программа Медведева – программа в целом демократическая. По словам самого президента, она будет «способствовать повышению качества народного представительства, более полному учету интересов людей». Тот комплекс мер по «достройке» политической системы, который предложил президент, действительно основан на максимальном расширении участия в ней граждан. Адресованы эти меры и политическим партиям «второго эшелона», и Совету Федерации, и региональным законодательным собраниям, и общественным организациям муниципального уровня.

Попросту говоря, в нашем относительно недавно построенном, но крепком демократическом доме предстоит ремонт – демократизация. Фундамент этого дома – стабильно работающие и эффективно взаимодействующие институты власти. Расширение участия граждан, общественных организаций и политических партий в политическом процессе естественным образом балансируется устойчивостью президентской власти и силой парламента. Сроки их полномочий увеличиваются в том числе и поэтому.

Гарантия сохранения основ

Такие «фундаменты» давно построены в стабильных демократических системах. В США это двухпартийная система, гарантирующая сохранение основ американской политики вне зависимости от того, кто занимает Овальный кабинет. В Европе это бюрократия. Классический пример – «секретарская демократия» в Британии: смена министров не мешает десятилетиями оставаться на постах постоянным секретарям министерств и их аппарату. Как шутят в Лондоне, министр, конечно, нажимает на курок. Но держит ружье, прицеливается и даже определяет мишень постоянный секретарь.

Для нашей страны забота о политическом фундаменте важна чрезвычайно, ибо трагический пример его слабости еще свеж в памяти – радикальная демократизация в Советском Союзе конца 80-х. Поднявшаяся вслед за официально объявленными «перестройкой» и «гласностью» необъявленная волна (пусть даже – волна свободы) обрушила страну, и спешно создававшиеся псевдофундаменты типа поста президента СССР помочь уже не могли.

Идея об увеличении сроков появилась не сегодня. Почти все время, что действует Конституция России 1993 года, об этом говорили очень многие политики: сенаторы, депутаты, министры. И у них, и у поддержавшего их наконец главы государства были для этого веские основания.

От Москвы и до окраин

Россия – большая и «сложная» страна. Для анализа существующих проблем, предшествующего формированию повестки дня, требуются месяцы и годы. Разработка и реализация комплекса мер в той или иной сфере, его согласование с элитами и населением – процесс весьма долгий. Импульс, данный системе новым лидером в Москве, иногда не успевает дойти до окраин за весь 4-летний срок его президентства. Реформы последних лет длились долго. А что было бы в стране, если бы Владимир Путин не был переизбран на второй срок? Все эти соображения в полной мере касаются и той явно долгосрочной программы демократизации, которую выдвинул Дмитрий Медведев. Она – не на месяц и не на год.

Как у них?

Международных примеров, схожих по продолжительности с предложенными Медведевым срокам полномочий президента и парламента, немало. Президент имеет 6-летний срок полномочий в Австрии и Мексике, Египте и Венесуэле, 7-летний – в Италии и Турции, 5-летний – в Германии, Франции и Индии. Парламент избирается раз в 5 лет во Франции (нижняя палата, национальное собрание), Китае, Канаде, Индии (нижняя палата), однако в Мексике и Аргентине – раз в 6 лет, а в Бразилии – и вовсе раз в 8 лет. Так что инициативы президента вполне в логике мировой традиции.

Сам Дмитрий Медведев считает, что сроки полномочий президента и парламента должны «служить интересам развития государства» и могут быть впоследствии скорректированы: «Если говорить о недавней истории Франции, мы помним и о семилетнем сроке, который, на мой взгляд, позволил решить массу вопросов в тот период, когда была разработана конституция де Голля. Но впоследствии французское общество посчитало, что это уже неактуально, и были проведены соответствующие изменения. Поживем – увидим. Мы сейчас должны будем поработать с такими сроками полномочий. Кто знает, что будет через 30–40 лет?»

Чтобы было о чем спорить

То, что президент будет избираться именно на 6 лет, а парламент – на 5, с моей точки зрения, совсем не случайно. Вспомните несколько последних избирательных кампаний по выборам главы государства и Думы: они буквально «накладывались» одна на другую. Содержательные линии национальной повестки дня, формировавшиеся в ходе думских выборов, оставались практически теми же и в ходе президентских. Но разве интересна дискуссия, которая ведется теми же самыми спорщиками с теми же самыми аргументами второй раз? За год, разделяющий сроки полномочий президента и парламента, повестка дня естественным образом изменится – и дискуссия будет другой, намного более содержательной. Не исключено, кстати, что за этот год появятся и новые политики – претенденты на президентский пост, фамилии которых не будут наконец совпадать с фамилиями лидеров крупнейших парламентских фракций. Таким образом участие политических сил в президентских выборах расширится.

Внимание к ценностям, ответственность за устойчивое развитие страны – таковы очевидные приоритеты Дмитрия Медведева. Дом российской демократии, который уже построен, станет после реформ лучше и просторнее. А его фундамент – прочным.


Дмитрий Орлов,

генеральный директор Агентства
политических и экономических коммуникаций,
кандидат исторических наук.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Новое на сайте

00:03, 08 Декабря 2016
Тринадцатое послание президента Федеральному собранию длилось 69 минут и 10 раз прерывалось аплодисментами
»
22:08, 07 Декабря 2016
Sobesednik.ru узнал у эксперта, как следует поступать с бытовыми электроприборами в ночное время
»
21:06, 07 Декабря 2016
Sobesednik.ru решил напомнить родителям о том, как правильно следует одевать детей в зимний период
»