15:41, 13 Ноября 2007 Версия для печати

«1612» – смутная картина о Смутном времени?

Кремлевский заказ снять фильм на тему нового российского праздника (4 ноября) достался Владимиру Хотиненко. Наши корреспонденты получили редакционный заказ посмотреть его и пришли к полярным мнениям.

СМОТРЕТЬ
«1612» – настолько легкая добыча для кинокритиков, что пинать его не тянет. Эта картина уязвимая и неровная, но сама ее эклектика вполне оправданна: речь-то идет о Смуте, и нынешнее время ничем не ясней и не целостней Смутного. Та же каша в головах, та же мешанина из мифов, версий, домыслов.
Хотиненко снимает фильм о том, как сквозь реальность стала просвечивать страшная сказка, как разъехались и распались привычные законы мироздания, – и здесь он убедителен; если «распалась связь времен»,  почему бы современному жаргону и не проникнуть в речь персонажей семнадцатого века? Сценарий, как всегда у Арифа Алиева, плосковат и схематичен, но Хотиненко умудряется оживить картонных героев: через день после просмотра обнаруживается, что вы успели к ним привыкнуть и горячо их пожалеть.
Мы привыкли представлять русскую историю по Тарковскому – более убедительного образа, чем «Андрей Рублев», у нас так и не появилось. Хотиненко предлагает свой вариант – цветной, дымный, кровавый балаган; это, может, и не очень цельно, но органично и знакомо. А по главной мысли – насчет того, что русский народ способен ценить вертикаль власти только от противного – так даже и смело.

НЕ СМОТРЕТЬ
Переживаемое Россией Смутное время мы видим через личную историю холопа Андрейки, по уши втюрившегося в дочь Бориса Годунова, царевну Ксению. А чего не сделаешь ради любви? Вот и наш Андрейка, выручая Ксению из лап злыдня-поляка, сначала освобождает маленький городок, потом Москву, а заодно и всю Россию.
В фильме много голых девушек (видимо, чтоб завлекательней было) и крови (по той же причине). А что до исторической правды, то, уверен Хотиненко, ее как таковой не существует: «Достоверных источников почти не сохранилось, а те, что дошли до нас, писаны людьми, а потому не могут быть совершенно объективными».
«Не парься, Андрюха!» – говорит один холоп другому в картине. Режиссер со сценаристом, похоже, тоже особо не парились – придумали свою правду и предлагают нам учить историю по нескладно скроенному мифу.
– Я ждал русской классики в основе сюжета, – несколько разочарованно сообщил «Собеседнику» известный польский режиссер Кшиштоф Занусси после просмотра картины Хотиненко. Не нашел ее мэтр, не найдут и зрители…
Вышла после просмотра с ощущением зря потраченного времени.

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Новое на сайте

22:04, 02 Декабря 2016
Что нужно помнить о поручнях в автобусе и почему мыть руки стоит не только перед едой. ЗОЖ-памятка Sobesednik.ru
»
21:00, 02 Декабря 2016
Кому предстоит платить двойной налог на недвижимость и коснется ли это садоводов и дачников, узнал Sobesednik.ru
»
20:03, 02 Декабря 2016
Леонид Якубович рассказал в интервью Sobesednik.ru о том, как его регулярно «хоронят» и о многолетней работе на ТВ
»