Ругать или не ругать?

«Опять ты сегодня расшалился – иди в угол!» Кто-то наказывает детей за малейшую провинность, кто-то не наказывает вообще. Есть и такие, кто не стесняется и физических наказаний: мол, после ремня можно вырасти хорошим человеком. Надо ли ругать за что-то малыша? И если да, то как, когда, а главное – зачем?

«Опять ты сегодня расшалился – иди в угол!» Кто-то наказывает детей за малейшую провинность, кто-то не наказывает вообще. Есть и такие, кто не стесняется и физических наказаний: мол, после ремня можно вырасти хорошим человеком. Надо ли ругать за что-то малыша? И если да, то как, когда, а главное – зачем?

Психологи уверены: в каждой семье должны быть порядок и правила (ограничения, требования, запреты), согласованные между родителями, – они делают жизнь ребенка понятной и предсказуемой. В идеале должна быть бесконфликтная дисциплина. Но на то он и идеал, что достичь его непросто. Поэтому про наказания должен знать каждый родитель. Самое главное правило – наказание не должно зависеть от нервного состояния и усталости родителя.

– В идеале наказание должно иметь только одну функцию – показать ребенку, что он не прав, что нарушил какие-то важные границы и правила, – рассказала «Собеседнику» Ирина Млодик, детский психолог и кандидат психологических наук. – Наказание должно быть ясным, конкретным, своевременным и ни в коем случае не унижающим личность ребенка. Наказывать его стоит только тогда, когда до этого была четкая договоренность и ясность в том, что делать нельзя, и он знал о том, что совершает проступок.

У большинства наказание ассоциируется с ремнем. Но, кроме страха, унижения и чувства жуткой несправедливости и даже ненависти к родителям, слово «ремень» никаких эмоций у детей обычно не вызывает.

– Желательно, чтобы наказание соответствовало силе проступка, то есть было адекватным, и воспринималось ребенком как «плата» за нарушение им правил, – объясняет Ирина. – Наказаний не должно быть много или они не должны случаться часто, иначе ребенок будет воспринимать их как взрослую жестокость. И уж тем более наказания не должны быть неосознанным родительским срывом. Если это произошло (ибо все мы люди и можем сорваться), то стоит попросить у ребенка прощения за неадекватную эмоцию. Помните, что ребенок всегда ощущает справедливость наказания, и только в этом случае оно действительно является для него важным уроком.

Вот еще несколько правил наказания:

– ни в коем случае не применяйте физических наказаний! Всего можно добиться словами или другими наказаниями. Эффект будет не мгновенным, зато дети не вырастут замкнутыми и жестокими, не станут обижать слабого;

– наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое;

– никогда не угрожайте ребенку, фразы типа «отдам дядьке милиционеру» могут привести к затяжной депрессии;

– ругайте поступки, а не самого ребенка, навешивание ярлыков (бестолочь, болван) формирует у ребенка заниженную самооценку;

– «трудные» дети на поверку оказываются более чувствительными и ранимыми и нуждаются в помощи, а не в наказании.

причины непонимания

Доктор психологических наук Юлия Гиппенрейтер в своих книгах выделяет четыре причины, почему дети ведут себя плохо:

1. Борьба за внимание родителей.

2. Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

3. Желание отомстить (родители более внимательны к младшему, в доме появился отчим и т.д.).

4. Потеря веры в собственный успех (неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.).

Чаще обнимайте, целуйте своего ребенка, не боясь его испортить, и хвалите за хорошие поступки!

 

Юлия Бордовских, мама двоих детей:

– Лично я вообще не могу наказывать детей: ни старшую дочь Марусю, ни младшего – Федю. Вот не умею, и всё. Мне проще договориться, что-то объяснить. Если происходят ссоры или конфликты, я сама первая иду извиняться. Я с радостью уделяю все свободное время воспитанию детей и считаю, что наказывать их совершенно не обязательно.

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика