Метод Никитиных: золотая родительская середина
Супруги Елена и Борис Никитины воспитывали семерых детей на основе собственных принципов и методик, о чем и поведали миру, издав книги и пособие. У методики множество сторонников и противников. Чью сторону занять – решать вам.
Супруги Елена и Борис Никитины воспитывали семерых детей на основе собственных принципов и методик, о чем и поведали миру, издав книги и пособие. У методики множество сторонников и противников. Чью сторону занять – решать вам.
Идея Никитиных, а точнее, основной смысл их воспитания, оптимальна. Дело в том, что основную родительскую массу можно разделить на 2 большие группы: гиперзаботливые и равнодушные.
1 Гиперзаботливые не дают малышу и шага ступить самостоятельно, постоянно играют с ним, рисуют, вместе смотрят мультфильмы и т.д. В таком случае у ребенка, к сожалению, развивается заорганизованность и полностью отсутствует свободное личное время, необходимое любому малышу для самостоятельной деятельности.
2 Вторая – равнодушная группа характеризуется выполнением обязанностей по уходу и сохранению здоровья детей. Они занимаются купанием, кормлением, прогулками и укладыванием спать. Они не играют с детьми и не пытаются заниматься совместными делами. В таком случае у деток наблюдается психологическое «голодание», способное привести к задержке речевого и умственного развития.
Найдем «Золотую середину»
В принципах Никитиных заложена детская свобода, в которой маленькие люди – сами хозяева себе, своему распорядку дел и творчеству. Они занимаются тем, чем хотят, и столько, сколько
хотят. А родители, как старшие наставники, лишь помогают им развивать то, к чему имеются склонности и отдаются предпочтения. Цель родителей – не мешать развитию ребенка, не направлять его в какое-то определенное русло, а наблюдать со стороны и помогать при необходимости.
Также очень важно постоянно присутствовать в жизни своих детей – в играх, соревнованиях, разговорах и т.д.
Никитины считали, что условия для развития детей должны опережать этот процесс. Именно это стимулирует ребенка на новые свершения и приобретение новых знаний и умений. Так, если ребенок научился говорить, супруги сразу вводили в перечень его игрушек кубики с буквами и слогами. Научился держать ручку – дарили раскраски и штриховки.
В любых занятиях, будь то творчество или спорт, рекомендуется хвалить ребенка, указывая на сильные стороны и приобретенные умения. В случае неудачи категорически запрещается стыдить и ругать детей, следует утешить и подсказать, где кроется ошибка.
Таким образом, дети всегда чувствуют, что небезразличны родителям, а это благодатная почва для раннего развития.
Чудо-кубики
Супруги Никитины выпустили несколько книг, в которых подробно изложили свои идеи, привели различные примеры интеллектуальных игр и физических упражнений. Большую популярность в настоящее время имеют и кубики Никитиных – пластмассовые или деревянные разноцветные кубики, на основе которых можно проводить с детками массу различных интересных развивающих занятий. Каждый набор кубиков снабжен подробными инструкциями, описаниями игр и советами. Такие занятия направлены на развитие интеллекта и творческих способностей ребенка, они формируют эстетическое чувство и логическое мышление.
Важно!
Никогда не стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не принимать за него решения там, где он может решить самостоятельно.
Олеся Бутузова,
педиатр, Москва