Как правильно заинтересовать ребенка учебой?

– А что! Мы ведь за свою работу деньги получаем. А его учеба – это ведь тоже работа. Он тоже должен получать вознаграждение. И мама потянула мальчика в вывернутом наизнанку свитере на выход – зарабатывать деньги. А то вдруг четверка.

Фото: Школа //

Этот разговор я услышал на днях, когда забирал Софью с тенниса и ждал окончания тренировки. Не то чтобы я подслушивал, просто заняться было нечем... В общем, нечаянно вышло.

 – Мне надо срочно домой, а то завтра контрольная, надо подготовиться – вдруг четверку получу, – втолковывал стоявший рядом мальчик своей маме, впопыхах надевая свитер наизнанку.

«Какой умный мальчик, не то что Софья», – порадовался за ребенка я. Оказалось, радовался рано.

– Он у меня за пятерки деньги получает, – объясняла тем временем его довольная мамаша сидевшей рядом подруге. – А за тройки – отдает.

– А где же он деньги берет, чтобы отдавать их за тройки? – дивилась та.

– А он троек не получает.

– Ну надо же!

– А что! Мы ведь за свою работу деньги получаем. А его учеба – это ведь тоже работа. Он тоже должен получать вознаграждение.

И мама потянула мальчика в вывернутом наизнанку свитере на выход – зарабатывать деньги. А то вдруг четверка.

На всякий случай спросил у выбежавшей с тренировки Софьи:

– Уроки все сделала?

– Да, – уверенно сказала она, но тут же задумалась. – Вроде бы.

И добавила:

– Почти... Только кое-что по математике непонятно. Еще по русскому осталось одно упражнение. По английскому пересказ на двух страницах. И тетрадь по истории заполнить. А так – почти все.

Ну слава Богу! А то я думал, не сделала.

Время было половина восьмого вечера, но не думаю, что рублем интерес к учебе у Софьи можно было существенно подстегнуть. Она привыкла к другой мотивации, гораздо более совковой: «Будешь плохо учиться – пойдешь с таджиками улицы подметать». Знакомо, наверное? Сами ведь так учились.

Может, это и устаревший подход, но я всерьез убежден, что деньги за учебу ребенку платить не нужно и аналогии со взрослыми тут неуместны. Зарплатой школьника должны быть его оценки, которые он со временем сможет конвертировать сначала в аттестат, потом в диплом и, наконец, в достойное трудоустройство.

Но если кто-то считает иначе – почему нет. В конце концов, речь идет лишь о форме оплаты, и не так уж и важно, в чем она заключается и где находится – в дневнике или в кармане. Просто на самом деле и отметок, и рублей для полноценного образования мало. Качественную вдумчивую учебу нельзя простимулировать выгодой. Учеба должна быть прежде всего интересной, а за деньги интерес не купишь. Внимание – да, но не интерес.

...А уроки в тот вечер Софья доделала как-то быстро. Особенно пересказ по английскому.

– Он оказался про музеи Лондона, – объяснила дочь. – Такой интересный... А мы в Лондон поедем?

– Будешь хорошо учиться, – говорю, – поедем.

Читайте также:

Почему учителя не могут спасти российскую школу

7 самых любопытных фактов о школе

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика