Михаил Таратута: Удар Трампа по Сирии – сигнал и для России

Специально для Sobesednik.ru о том, к чему приведет удар США по Сирии, рассказал известный журналист Михаил Таратута

Фото: Дональд Трамп // Global Look Press

Специально для Sobesednik.ru о том, к чему приведет удар США по Сирии, рассказал известный журналист Михаил Таратута.

В связи с ракетным ударом американцев по авиабазе правительственных войск и предшествующими этому событиями на сегодняшний день имеется две версии.

Одна — американская: ракетный удар стал ответом на преднамеренное использование силами Асада химоружия, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения. Удар «Томагавков» должен предотвратить повторное использование этого чудовищного оружия. Белый дом под руководством Дональда Трампа дал понять, что больше не готов мириться с Башаром Асадом и будет работать над его смещением.

Другая версия — сирийско-московская: в ходе рутинной бомбардировки противника, удерживающего город, непреднамеренно была поражен склад химических боеприпасов, оборудованный боевиками. Соответственно, удар американцев по авиабазе под надуманным предлогом — акт агрессии против суверенного государства. В свою очередь, Россия приостановила действие подписанного с американцами меморандума о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве Сирии.

Поскольку на сегодняшний день ни одну из этих двух версий подтвердить невозможно, оставим временно этот вопрос в стороне. Поговорим о последствиях.

1. Скорее всего, переговорная инициатива между оппозицией и режимом Асада, запущенная Россией, Турцией и Ираном, застопорится. Противники Асада, воодушевленные переменой отношения США к ненавистному режиму, займут более жесткую позицию, неприемлемую для Дамаска. А это значит, что гражданская война будет продолжаться. В проигрыше оказываются все воюющие сирийские стороны.

2. Распыление правительственных сил на борьбу с оппозицией, а также очевидный раздрай в отношениях между Москвой и США, вместо объединенного удара по ИГИЛ [также ИГ и «Исламское государство»; деятельность признана экстремистской, запрещена на территории РФ по решению Верховного суда — прим. Sobesednik.ru], дают радикалам новый шанс. Это означает, что Сирию ждут новые жертвы и разрушения, проблема беженцев еще больше усугубляется, перспектива мирного урегулирования отдаляется. В проигрыше, понятно, опять-таки Сирия (как режим Асада, так и оппозиция) и все страны, принимающие беженцев. А кроме них — США и Россия, которые тратят немалые ресурсы на ведение боевых действий, не говоря уж о возможных жертвах среди своего военного персонала. Выигрывает только ИГИЛ.

[:image:]

3. Я исключаю возможность того, что США устроили провокацию с химическими боеприпасами с целью выставить Асада варваром и негодяем, создав предлог для нанесения ракетного удара. Однако стечение всех обстоятельств несет для президента Трампа очевидный выигрыш в раскладе отношений с его противниками внутри США, так как лишает почвы обвинения в сговоре с российской властью о проведении хакерских атак в предвыборный период. Это примиряет Трампа с наиболее радикальными политиками в рядах его собственной партии, людьми вроде Джона Маккейна. И в любом случае приказ о ракетном ударе показывает Трампа решительным политиком, способным, в отличие от осторожного «мямли» Обамы, действовать, чтобы преподать урок преступному диктатору. А заодно посылает мощный сигнал и задиристому северокорейскому лидеру Ким Чен Ыну: мол, США в случае чего церемониться не станут. Это и сигнал России — так, на всякий случай, если она где-то заиграется и пересечет какие-то красные линии.

4. Для Кремля же ракетный удар американцев прозвучал траурным реквиемом по надеждам, которые у нас лелеяли в связи с победой Трампа. Впрочем, судя по сдержанной официальной реакции, наши власти пока воздерживаются от воинственной риторики в духе последних лет, оставляя дверь открытой: а вдруг... Хотя не знаю, на что здесь можно надеяться. Даже если предположить, что Трамп по-прежнему намерен как-то сотрудничать с Россией, уже сейчас видно, что ему едва ли удастся «перепрыгнуть» истеблишмент, отвергающий любое сближение с Москвой и Путиным. Две партии в Конгрессе не могут договориться ни по одному вопросу за единственным исключением — это отношение к России. Демократы и республиканцы сходятся на том, что России доверять нельзя, что Россия агрессивна и опасна, Россия — это противник, который поддерживает такие бесчеловечные режимы, как режим Асада. Последняя история с химоружием, конечно же, только дополняет эту картину. А поскольку сегодня для Трампа проблемы внутренние гораздо важнее всех проблем внешних, бодаться с истеблишментом из-за России ему никак не с руки.

5. Что все это может означать для нас с вами? Пойдем от обратного: предположим, что наши отношения с Америкой развивались бы в полном согласии с теми надеждами, которые мы возлагали на Трампа. Мы бы, как мечталось многим, шаг за шагом налаживали сотрудничество в одной области, в другой, постепенно облегчался бы режим санкций, Россия все больше вовлекалась бы во взаимодействие с Западом, восстановила бы свое членство в «семерке» и прочее. Всё это благотворно сказалось бы на нашей экономике и, соответственно, на нашем жизненном уровне. В таких условиях и на внутреннем фронте Кремль стремился бы действовать так, чтобы избежать критики в свой адрес. Наши «думцы», наверное, воздержались бы от поточного принятия ограничительных законов, городские власти были бы более сговорчивы в проведении уличных мероприятий, организованных оппозицией, а правоохранители действовали бы более мягко, поддерживая порядок. Что еще? Еще суды, следуя цивилизованному тренду, наверное, выносили бы больше оправдательных приговоров и реже автоматически занимали позицию обвинения, телевидение относилось бы более терпимо к отличным от провластных мнениям — и прочее, и прочее.

Но ничего этого не случится. Соответственно, мы можем ожидать картину, обратную тому, что описано выше. Примечательно, что, в США внешняя политика в большой мере определяется политикой внутренней и никогда наоборот (ну разве что военное строительство). В России, напротив, внешняя политика может влиять, и даже очень серьезно, на дела внутренние, чему мы не раз были свидетелями, в том числе и в советское время. Удачи нам — для нас она точно будет не лишней.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика