12.04.2017

5 главных вопросов о терактах в России

Есть ли способы защититься от террора? На пять главных вопросов об этом ответили Sobesednik.ru эксперты

Фото: 6 апреля в Москве состоялся митинг памяти жертв теракта в Петербурге // Global Look Press

Есть ли способы защититься от террора? На пять главных вопросов об этом ответили Sobesednik.ru эксперты.

3 апреля в петербургском метро прогремел взрыв. Погибли 14 человек, более 50 пострадали. Одним Питером дело не ограничилось – несколько терактов были предотвращены в Москве, взрыв прогремел в Египте. Снова слезы, горе, смерть... Есть ли способы защиты от террора?

1. Кто совершает?

– Сегодня террористы стали меняться, – анализирует генерал ФСБ в отставке Александр Михайлов. – Уходит в прошлое «система центрального террора» (т.е. теракты в отношении первых лиц государства). Мало берут заложников... Терроризм начинает радикализироваться. Люди, которые осуществляют теракты, изначально идут на самопожертвование. Если в прошлом террористы тщательно просчитывали не только пути нападения, но и пути отхода, то сегодня этого нет. «Живые бомбы» не думают о своей судьбе: они идут на встречу с Аллахом в качестве мучеников. Это очень опасный момент. Потому что если в прошлые годы спецслужбы могли выйти на цепочку преступников, то здесь уже сразу концы в воду.

Кто идет на такое преступление? Люди, которые находят в идеях радикального ислама простой выход из сложных ситуаций. Вот он живет, нищенствуя, а ему говорят: если ты взорвешь, мы заплатим твоим родственникам деньги и они будут жить безбедно, а ты сразу попадаешь к Аллаху. Таким образом сразу решаются две проблемы: материальная и морально-нравственная. Такое «перерождение» терроризма очень страшно.

И знаете, все наши разговоры о том, что надо ужесточать наказание за терроризм, по большому счету бессмысленны. Неужели кто-то думает, что эти люди себя взрывают потому, что они боятся 15 лет лишения свободы?

Цепочка самоподрывов свидетельствует: сегодня мы сталкиваемся с принципиально иной системой террора. Следовательно, и борьба с ним должна быть основана на иных принципах: ведь если мы не можем взять человека на стадии замысла, то он уже практически совершил преступление.

2. Рамки – не панацея?

Рамки, через которые мы проходим в метро, на вокзалах и в аэропортах – недешевы: средняя стоимость одной – 100 тыс. руб. На каждой станции метро стоит по 4–5 таких рамок – так почему террористам все-таки удается пронести бомбу?

– Рамки обнаруживают лишь предметы, содержащие металл: ключи, телефоны и т.д. Еще они эффективно работают по выявлению владельцев огнестрельного и холодного оружия, – комментирует президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер. – Поэтому чуть ли не каждый проходящий через рамки звенит, как будильник. Естественно, стоящие на входе сотрудники полиции перестают реагировать на каждый звонок. Поэтому главная проблема – в человеческом факторе.

Кроме того, никто не может быть постоянно бдительным. На пультах и на других участках системы обеспечения безопасности люди работают не более 40 минут. После этого они обязаны сменяться. Такая же история и со специально обученными собаками: они устают, если работают в метро больше 40 минут и больше 4 часов – на улице.

При этом надо понимать, что 99% террористических факторов дезавуируются не сотрудниками полиции, а сотрудниками ФСБ – за счет оперативной работы, которая не видна гражданам.

– Беда еще в том, что многие вещи, которые мы сегодня предпринимаем с точки зрения обеспечения безопасности, – дополняет Александр Михайлов, – по сути, являются условиями для совершения терактов. Представьте рамки, через которые мы пропускаем в часы пик людей на центральных пересадочных станциях метро. Мы собираем такую толпу, что террористу уже даже нет смысла проникать туда, куда его не пускают.

3. Можно ли распознать угрозу?

– Определить, есть ли реальная угроза, трудно даже профессионалу. Если только не видеть прямых признаков (кто-то достает предмет, похожий на взрывное устройство, оружие и т.д.), – говорит Иосиф Линдер.

– Конечно, есть определенные признаки, – уверяет генерал Михайлов. – Но не советую простым гражданам маяться «наблюдениями» такого рода – на свете существует много абсолютно невинных людей, которые вызывают антипатию своим внешним видом. Есть такое понятие – «отрицательный имидж». Гражданам могу посоветовать другое. Быть внимательнее там, где вы живете. Там, кстати, опасность подстерегает чаще всего. Вокруг вас могут жить и наркоманы, и алкоголики, и какие-то радикалы... А могут быть идиоты, которые мастерят бомбу под вашей квартирой. То есть неплохо знать, кто твой сосед, и, если в доме появился незнакомец, присмотреться к нему... Мы должны понимать, что надо помогать правоохранительным органам.

А самое главное – конечно, мы наиболее остро переживаем такие трагедии, какая только что случилась в Питере. Часто общество даже не пытается разобраться, почему случилась беда. Был ли это форс-мажор или серьезный прокол спецслужб. И забывает о том, какое огромное количество терактов было предотвращено в последнее время в России на стадии замысла.

4. Где опаснее?

– Есть банальные вещи, которым всех учили еще на уроках ОБЖ и которые стоит соблюдать: по возможности избегать скоплений людей, не участвовать в несанкционированных шествиях и не создавать панику, – говорит Иосиф Линдер.

Специалисты экстренных служб дополняют нашего эксперта. Они советуют гражданам проявлять особую бдительность по отношению к соседним с вашим домом зданиям, канализационным люкам, подвалам и арендуемым помещениям, инженерным сооружениям, чердакам. И предупреждают: самые удобные места для закладки взрывных устройств такие – за водосточными трубами (и внутри них), щели и ниши, припаркованные автомобили, мусорные баки и контейнеры.

5. Зачем они это делают?

– Цель у террористов всегда одна – посеять страх в обществе и тем самым лишить государство воли к сопротивлению. То есть навязать какую-то свою повестку. Иногда это удается, – анализирует социальный психолог Алексей Рощин. – Так, Израи­ль после захвата заложников отпустил много пленных террористов в обмен на одного рядового своей армии. Но есть и чисто политические соображения идти на уступки – те деятели, которые отвергают требования террористов, должны быть готовы к тому, что у них упадет рейтинг и их обвинят в бессердечности...

Вести переговоры с преступниками нельзя: не стоит давать основания будущим террористам действовать по такому сценарию. Раз это может увенчаться успехом, они будут наглеть.

– У запрещенного в РФ ИГ, как мы знаем, есть желание создать «великое мусульманское государство» на территории постсоветского пространства и других стран, – размышляет Александр Михайлов. – И им нужен эффект домино: одному заплатили, а другой сам пойдет по этому же пути. На это рассчитывают организаторы терактов. Но это может быть и реванш. Реванш за всё: за действия государства по борьбе с терроризмом где-то в другой точке земного шара, реванш за какие-то оскорбления и т.д. Наконец, реванш за свою неудавшуюся судьбу...

Собчак присмотрелась к носу Путина

[:image:]

Телеведущая и молодая мать Ксения Собчак записала видеописьмо главе государства: «В день теракта в питерском метро вы были в вашем родном городе. И теракт, запланированный или нет, произошел буквально у вас под носом». По ее мнению, это можно расценивать как символическое покушение на президентство, но не только.

«Покуситься на Питер – это покуситься на всю имперскую историю великой державы», – эмоционально утверждает Собчак. До недавнего времени теракты каким-то чудом обходили стороной город.

У патетического заявления Ксении Анатольевны есть объясняющие его личные мотивы. Трагедия в Петербурге едва не задела ее семью: «Моя тетя Лариса, мамина сестра, была в 40 метрах под землей, в том самом перегоне метро. Через 10 минут после того, как ее поезд проехал «Техноложку», взорвалась бомба».

В сухом остатке – совет Собчак переключить внимание спецслужб с оппозиции на реальную борьбу с терроризмом. Распределение сил офицеров, гоняющихся по митингам за школьниками, действительно видится неправильным. Однако в России скорее следует ждать увеличения численного состава правоохранителей, чем их переориентации на более значимые цели.

Отдел политики

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика