Эксперт об ударе США в Сирии: Подорвана монополия России на такие действия

Павел Подлесный рассказал Sobesednik.ru, как ракетный удар США по Сирии скажется на отношениях Москвы и Вашингтона.

Фото: США нанесли ракетный удар по Сирии // Global Look Press

Павел Подлесный рассказал Sobesednik.ru, как ракетный удар США по Сирии скажется на отношениях Москвы и Вашингтона.

Как писал Sobesednik.ru, 7 апреля США нанесли ракетный удар по Сирии. Американцы выпустили 59 ракет «Томагавк» в сторону авиабазы Шайрат. По версии Пентагона, именно оттуда 4 апреля вылетели сирийские самолёты, которые совершили химическую атаку в провинции Идлиб, при которой погибли 80 человек. Президент США Дональд Трамп назвал бомбардировку аэродрома «пропорциональным ответом» на действия сирийских властей в Идлибе.

По предварительным данным, в результате американской атаки погибли пять военных и двое мирных граждан, ещё несколько человек пострадали. Глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что россиян среди пострадавших нет.

Российские официальные лица, включая президента Путина, обвинили Штаты в агрессии против суверенного государства «под надуманным предлогом». МИД РФ объявил о приостановке действия меморандума с США об избежании инцидентов в воздухе, в рамках которого страны предупреждали друг друга о действиях в Сирии.

Sobesednik.ru попросил руководителя Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павла Подлесного оценить действия Дональда Трампа и спрогнозировать их последствия:

– На наших отношениях это отразится негативно – и в смысле атмосферы, и в смысле практических действий. Но я надеюсь, что это не сорвёт предстоящий визит государственного секретаря США в Россию для обмена мнениями и для подготовки предстоящей встречи наших лидеров. [Прим. ред.: Рекс Тиллерсон планировал прибыть в РФ 11 апреля]

Атмосфера напряжённая, но я бы не стал это драматизировать. Президенту США, который сейчас находится в непростой ситуации, надо было продемонстрировать свою решимость, в отличие от своего предшественника Обамы, и он это сделал. Удар впечатляет, но он, к счастью, не привёл к большим разрушениям, к большому количеству жертв.

– Сенатор-республиканец Рэнд Пол заявил, что Трамп должен был запросить разрешение американского Конгресса для удара по военной базе в Сирии. Должен был?

– Нет, это несерьёзно, президент США имеет полномочия наносить подобного рода удары. Это обычное явление в американской внешней политике последних десятилетий: и при Клинтоне это было, и при Буше наносились по разным странам ограниченные удары.

И ещё одно последствие: подорвана наша монополия на подобного рода действия. Это давнишняя мечта американцев. И сам Трамп намекал, что он будет более решительным, чем Обама. Вот он эту решимость и проявил. Посмотрим, к чему это приведёт. Там же ещё будет заседание Совета безопасности ООН.

– Россия приостановила действие меморандума с США о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операции в Сирии.

– Это естественно. Насколько я помню, когда мы наносили удары по террористам, в том числе с зоны Каспийского моря, мы предупреждали, что мы это сделаем, согласовывали свои действия. А американцы сделали это внезапно, ни с кем не согласовав. Могло ли произойти столкновение американских ракет с нашим, например, самолётом, мне судить трудно, я не военный человек. Но шаг американской администрации был для нас, наверное, несколько неожиданным.

– Справедливости ради отмечу, что Пентагон утверждает, что они предупреждали российских специалистов в Сирии об ударе.

– Если предупреждали – хорошо, но в такой ситуации, когда наносятся такие удары, меморандум о предотвращении инцидентов зависает в воздухе.

– Можно ли говорить о том, что надежды на какую-то дружбу с Трампом рухнули после этого удара?

– Я не знаю, чьи надежды рухнули. У меня никаких надежд на дружбу с Трампом и Америкой не было и быть не могло.

Слишком много было завышенных ожиданий и предположений. Забыли в горячке дискуссии, во-первых, что о Трампе судить трудно, потому что он не был президентом и его практических действий мы не наблюдали. Во-вторых, проигнорировали, что время от времени он проговаривался, что он попробует улучшить отношения с Россией, но если не получится, то он будет действовать в отношении России с позиции силы. В-третьих, наши политологи, дипломаты и политики не могут усвоить одну простую истину: мы выстраиваем отношения с Америкой, а не только с администрацией Трампа. Поэтому когда говорят о российско-американских отношениях, мы должны иметь в виду, что это касается всей Америки. Когда Конгресс и средства массовой информации настроены решительно против [действий президента США], то Трампу непросто сделать то, что он хочет. Не надо испытывать никаких иллюзий, тем более слово «дружба» – это очень обязывающее слово в отношениях между государствами. Нам хватило бы с Америкой просто нормального рабочего взаимодействия.

– Сейчас с российской стороны в адрес Трампа звучит много резких слов.

– Ну у нас же многие выдающиеся «американисты», в том числе Жириновский, кричали, что приход Трампа – это спасение человечества. Вот они теперь и ругаются, но это их проблема. Никаких иллюзий в отношении Трампа не надо было питать. Но нельзя его полностью списывать со счетов – мол, всё, у нас с ним теперь ничего не будет. Нет. Но если что-то и будет, то будет постепенно, понемножку. Нам с ними и с НАТО хотя бы сначала подписать соглашение о предотвращении инцидентов над Балтийским морем. Сделать это – и уже было бы неплохо.

Будем надеяться, что госсекретарь США сюда приедет, будет готовиться саммит «двадцатки», встретятся и всё обсудят. А этот внезапный удар в Сирии – я бы сказал, что [президент Сирии Башар] Асад получил кое-что за всё, что ему хотели сделать на протяжении лет пятнадцати, – заключил эксперт.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика