Как власть ответит на теракт в Санкт-Петербурге: мнения

Sobesednik.ru изучил первые версии о теракте в петербургском метро и возможные последствия атаки террористов

Фото: После теракта в Санкт-Петербурге выдвигаются различные версии о том, какие ответные действия предпримут власти // Global Look Press

Sobesednik.ru изучил первые версии о теракте в петербургском метро и возможные последствия атаки террористов.

После теракта в Санкт-Петербурге, в результате которо погибли 14 и получили ранения более 50 человек, выдвигаются различные версии о том, какие ответные действия предпримут власти. Если обычные люди сходятся во мнении, что последствием будет дальнейшее «закручивание гаек», то мнения экспертов расходятся.

Президент Фонда эффективной политики, политолог Глеб Павловский выражает сомнение, что власти пойдут на эскалацию репрессий. «С помощью "закручивания гаек" пока ни одного террориста не поймали, — говорит эксперт. — Их ловят с помощью комбинации средств агентуры и тщательного контроля рискованных зон, которого явно не хватало в питерском метро. Безусловно, есть риск смещения предвыборной повестки, но это будет на небольшой период. До выборов — двенадцать месяцев, и на борьбе с террористами стоить повестку нельзя, люди хотят чего-то позитивного».

Между тем, как отмечает политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман, теракт страшен не столько своим прямым эффектом, сколько последствиями, то есть — антитеррористическими мерами: «Любой теракт, что называется, по [умолчанию] приводит к расширению полномочий центральной власти в широком смысле и спецслужб в частности. Хотя кажется, что за прошедшие годы уже всё, что можно ужесточить, ужесточили, но, вероятно, будут и какие-то новые инициативы, — полагает Шульман.

Оппозиционный политик Гарри Каспаров задается вопросом «кому выгодно?». «И хотя пока еще рано делать окончательные выводы, нельзя не отметить сопутствующие обстоятельства, — пишет он. — Путин в Питере; российская власть идет по пути "закручивания гаек"; после недавних массовых арестов российских активистов путинский режим на Западе выглядит очень плохо. Кроме того, естественное сочувствие цивилизованного мира к жертвам теракта может остановить непрерывно раскручивающуюся в США спираль "Кремлингейта" и позволить Трампу возобновить разговор о совместной борьбе с Россией против международного исламского терроризма». По мнению политика, «неизвестные террористы» в очередной раз очень удачно вписываются в российскую политическую повестку.

Кроме того, многие, особенно зарубежные наблюдатели, в частности украинские, проводят параллели между взрывами в петербургском метро и ситуацией с приходом В. В. Путина к власти, который сопровождался серией взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске в сентябре 1999 года. Тогда погибли 307 человек и более 1700 человек получили ранения. Тогда же прозвучало знаменитое (еще премьерское) «мочить в сортире». Позднее экс-офицер ФСБ Александр Литвиненко (в 2006 году убит в Лондоне посредством отравления полонием-210) заявлял, что Путину якобы были выгодны взрывы жилых домов для поднятия предвыборного рейтинга, а также для создания положительного общественного мнения перед вводом войск в Чечню.

Однако не заставили себя ждать и встречные версии. Генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов напоминает: «Довольно давно мы уже слышим от украинских военных, политиков и националистически настроенной молодежи, что они будут нас убивать». Кроме того, считает ветеран спецслужб, «нельзя не учитывать и радикальных исламистов» — а еще, «учитывая последние события в стране, а именно масштабные акции неповиновения, нельзя не брать в расчет и эту группу».

Впрочем, Михайлов подчеркивает: «Предположить, что они могли это сделать, можно с большой натяжкой. Сложно поверить, что оппозиция пойдет в такое открытое противоборство с государством. Однако российская история знает немало примеров. И ничего исключать нельзя».

Наконец, традиционно винит во всем мировую закулису Александр Проханов. С его точки зрения, теракты, акции 26 марта и разоблачения против Дмитрия Медведева ставятся в один ряд: «Источник этих ударов хочет дестабилизировать ситуацию в России накануне выборного периода». Проханов добавляет, что организаторы этих событий якобы находятся за пределами России: «Конечно, это не российская оппозиция». Ну, спасибо и на этом.

Ответные меры патриоты описывают туманнее: «Россия ответит на эти удары, и главное — своей консолидацией перед новой угрозой», — уверен Проханов. Каким может быть это сплочение, предполагают его оппоненты из противоположного политического лагеря: «"Мы должны сейчас все сплотиться вокруг одного лидера. Кто не сплотился, тот должен огрести по всей строгости нашего непростого времени", — формулирует возможный ответ власти на теракты в Петербурге журналист и гражданский активист, лидер «Руси сидящей» Ольга Романова. — И очень это хорошо ложится под дело, которое сейчас, к сожалению, очевидно. Если неделю назад нельзя было говорить с вероятностью, что после протестов 26 марта будет большой политический процесс, сегодня можно сказать с уверенностью: он будет, и людей из, скорее всего, достаточно случайной выборки схваченных будут обвинять, в том числе и в покушении на нашу с вами безопасность».

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика