Евгений Ясин: ОПЕК и Россия нашли общий язык. Что дальше?

Обозреватель Sobesednik.ru Евгений Ясин о новой возможности для повышения цены на нефть

Фото: Страны ОПЕК и Россия договорились не только заморозить, но и сократить добычу нефти // Global Look Press

Обозреватель Sobesednik.ru Евгений Ясин о новой возможности для повышения цены на нефть.

То, что страны ОПЕК и Россия договорились не только заморозить, но и сократить добычу нефти, для меня стало событием отрадным: это доказывает, что страны способны оставить в стороне частные интересы и договориться на разумной основе. Особенно порадовал в этом плане Иран – тем, что смог преодолеть соблазн поставить во главу угла собственные выгоды. Ну а если такие страны, как Саудовская Аравия, Иран и Россия, договорились, считай, договорились все.

Как дальше будут развиваться события? Предполагаю, что сначала цена на нефть поползет вверх, но несильно – 50–52$ за баррель, думаю, получим. А дальше вряд ли. Тем более что США увеличивают добычу – и нефти, и сланца. Так что вполне может вернуться нынешнее положение на рынке.

Как убедить их перестать проводить такую политику? Не знаю. То обстоятельство, что страны ОПЕК и Россия смогли договориться – само по себе очень сильный фактор влияния на США.

Выгодно ли нам ограничивать добычу? Трудно сказать. С одной стороны, в последнее время предложение превышало мировой спрос на нефть. С другой – повышение цены будет снивелировано снижением добычи. В любом случае через полгода (соглашение заключено на 6 месяцев) будет видно, какие тенденции вырисуются.

[:image:]

Один из выходов – добиться того, чтобы цены на нефть повысились до такого уровня, чтобы это было выгодно и нам, и США. Причем последним – настолько, чтобы американцы не вкладывались в технологии. Но они все равно будут впереди в этом плане.

Есть еще один момент. Повышение цены на нефть и газ – серьезная стратегическая проблема для России. Рано или поздно этот рынок сожмется (запасы полезных ископаемых истощаются, развивается альтернативная энергетика). Поэтому Россия не может позволить себе быть государством, где основным источником валюты в бюджет является сырьевой рынок. Кстати, Путин тоже об этом говорил. И я рад, что он понимает эту угрозу.

Но изменить структуру экономики нельзя за 1–2 года, даже в преддверии президентских выборов. Рыночные реформы начались в России 25 лет назад. Для человеческой жизни это много, для страны – ничтожно мало. Поэтому нам остро нужны «подставки» – институты, которые помогали бы становлению инновационной экономики. Так что, даже притом что президент, как я увидел, это понимает, ему предстоит большая работа. А главное – основательно думать в отношении своего окружения.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика