Текст дня: Почему Болотная – это успех

Выпускающий редактор Sobesednik.ru Александр Минайчев — об итогах протестных событий пятилетней давности

Фото: Четверть миллиона граждан России посчитали необходимым 10 декабря 2011 года выйти из зоны комфорта и выразить своё отношение к власти // Стоп-кадр YouTube

Выпускающий редактор Sobesednik.ru Александр Минайчев — об итогах протестных событий пятилетней давности.

Прежде чем перечислять достоинства самого массового за последние полтора десятилетия протеста, который случился 10 декабря 2011 года, вполне себе рядовым участником которого мне посчастливилось быть, хотелось бы развеять главный миф последовавшей за этими событиями пятилетки.

Это миф о том, что якобы кто-то кого-то увёл с Площади Революции на эту самую Болотную. Адепты этого мифа до сих пор с религиозным неистовством продолжают строчить соответствующие «каменты» в соцсетях, неизменно превращаясь под конец в плакальщиц по «слитому протесту».

В действительности всё было несколько иначе, и я — как очевидец и непосредственный вполне себе рядовой участник данных событий — хорошо и отчётливо помню, что когда основная масса желающих выразить своё несогласие с режимом подошла к пресловутой Площади Революции, там уже не было ни тех, кто «увёл», ни тех, кто «хотел остаться». Там просто стояли три кордона «космонавтов», идти на которые не решились бы даже самые отмороженные из присутствующих. И это при том, что во всех окрестностях Китай-города задолго до приезда не очень довольного прошедшими парламентскими выборами электората были через каждые пять метров (буквально, не шучу) расставлены полицейские, включая низший, а иногда и высший офицерский состав.

Тем не менее таких вот нас — не очень решительных, но всё же крайне недовольных — набралось на том митинге, по некоторым данным, около 250 тысяч. И это несмотря на чудовищную погоду (летящий в морду мокрый снег при минусовой температуре), вполне уже устойчивые материально-бытовые трудности, навалившиеся после экономического кризиса 2008 года, и, главное, полное отсутствие надежды на какие-либо позитивные изменения хотя бы в среднесрочной перспективе.

Всего лишь четверть миллиона граждан России посчитали необходимым выйти, как сейчас модно говорить, из зоны комфорта и выразить своё отношение к власти. Однако даже к такому скромному числу несогласных эта власть, на удивление, была совершенно не готова. И уже постфактум выяснялись такие любопытные детали, как, говорят, срочное одевание в полицейскую форму всех IT-шников из отдела «К», потому как власти банально не хватало людей в этой самой форме на улицах Москвы.

Большую же часть этих людей в форме, по всей видимости, составляли так называемые «вэвэшники» — совсем юные ребята — призывники внутренних войск, экипированные по милитаристской моде 70-х годов прошлого века. А у некоторых даже были рации размером с рыбацкий ящик, произведенные, скорее всего, еще раньше, чем к руководству СССР пришел дорогой Леонид Ильич...

И именно увидев этих самых пацанов, трясущихся от страха и готовых бросить всю эту древнюю, как кал мамонта, рухлядь в любую секунду, и я, и, не сомневаюсь, многие присутствующие поняли: протест может победить! Причем вполне представилось очевидным, что если бы вышло протестовать, например, 500 тысяч, стражи порядка сразу же перешли бы на сторону протестующих.

И вот это сугубо техническое знание как раз и является если и не моральной победой, то уж точно настоящим успехом протеста Болотной 2011 года. Поверьте, без этого знания было бы значительно тяжелее.

Вторым же важнейшим фактором успеха протеста на Болотной, на мой взгляд, является фактическое расставание с так называемыми «тучными нулевыми» — на самом деле ужасной эпохой, когда ни в одном офисе ни одной коммерческой компании или банка совершенно невозможно было себе представить вообще хоть какую-то критику власти. Сейчас же, в 2016 году, в условной офисной столичной среде какого-нибудь сторонника нацлидера, думаю, просто начнут травить. И это — тоже на самом деле следствие событий на Болотной 2011 года. Ведь по сути именно тогда произошло расставание с вот этой успокоительной обывательской мантрой: «Ну, Путин нам хотя бы дал чуток пожить...» Болотная-2011 — это в некотором роде массовое разочарование вот в этом «чуток пожить».

И третье, что хотелось бы отметить в качестве фактора успеха Болотной: я лично там, на этом протесте, видел госслужащих и даже — о ужас! — был знаком с действующим прокурором, который туда пришёл. Сейчас это, наверное, кажется совершеннейшей фантастикой (в том числе наверняка и для этого ныне действующего прокурора), но тогда это было абсолютно естественно.

Именно поэтому я искренне считаю, что эти события пятилетней давности следует воспринимать как колоссальный опыт, который ещё неоднократно пригодится, а не устраивать из этого нескончаемые склоки на тему, кто там чего «слил» или не «слил».

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика