Четверть века не вместе. Зачем нужно СНГ 25 лет спустя

В день годовщины основания СНГ журналист Аркадий Дубнов оценил его роль для современной политики.

Фото: «Мы вспоминаем об СНГ, когда проводятся так называемые саммиты, которые уже не собирают никогда всех глав государств» // Алексей Никольский / ZUMAPRESS / Global Look Press

В день годовщины основания СНГ журналист Аркадий Дубнов оценил его роль для современной политики.

8 декабря 2016 года исполняется четверть века со дня основания Содружества независимых государств (СНГ) — международной организации, призванной регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.

Sobesednik.ru попытался разобраться в том, как изменилось СНГ за четверть века и какую роль содружество играет в современной политической жизни входящих в него государств: способствует взаимной поддержке или укореняет разобщенность?

О достигнутых целях, надеждах и разочарованиях бывших союзных республик Sobesednik.ru побеседовал с экспертом по Центральной Азии, известным российским журналистом Аркадием Дубновым.

— 8 декабря исполняется 25 лет со дня основания СНГ. Как вы оцениваете сегодня это содружество? Обладает ли оно реальным политическим весом или это чисто формальное объединение?

— Без создания структуры, подобной СНГ, возникновение на месте Советского Союза суверенных государств было бы невозможно. Приходится, правда, сказать, что очень малая часть этих государств была готова к получению реального суверенитета. Даже такие страны, как Казахстан, и их лидеры осознали это только к концу 1991 года, то есть уже спустя четыре месяца после путча ГКЧП. В некоторых странах, где власть удерживают кланы, группировки, большая часть которых принадлежала бывшему коммунистическому руководству, они до сих пор отождествляют независимость и суверенитет своих стран со своим личным режимом. И в этом есть большая проблема внутренних взаимоотношений между странами СНГ, которые стали так или иначе приближаться к демократиям — с независимыми ветвями власти, с возможностью переизбрания, с независимыми парламентами, со свободной прессой, — и другой частью стран, которые по характеру выглядят гораздо более советскими, чем они были в советское время.

— Значит, сегодня СНГ уже не способствует сплочению входящих в него стран?

— Конечно, СНГ сегодня как реально действующая структура выглядит иногда как сапоги всмятку, невнятно, поскольку в нее входят такие разные страны по вектору внутреннего и внешнего развития, как, например, Таджикистан и Молдова. Хотя обе эти страны одинаковы в одном: без ориентации на Россию как на бывшую альма-матер им очень трудно выжить. Пример тому — недавнее избрание президентом Молдовы такого политика, как Игорь Додон.

— Экс-спикер Госдумы Сергей Нарышкин высказал мысль о том, что СНГ не достигло многих целей, которые ставились изначально, из-за того, что некоторые участники Содружества «отошли от взятых при его создании обязательств, стремясь интегрироваться в мировую экономику поодиночке». Видите ли вы проблему в том, что многие бывшие союзные республики сегодня отворачиваются от России и смотрят в сторону Запада, ища там поддержки?

— Я вижу проблему в другом — в том взгляде на реальность, который характерен для господина Нарышкина. Он по-прежнему считает, что не для того эти страны получили независимость, чтобы проводить самостоятельную политику, определять свое будущее и свою национальную государственную идентичность вне ориентации исключительно на Москву. Его заботит в первую очередь не развитие этих стран, а то, что они готовы существовать, отказавшись быть сателлитами России. Вот в этом, я считаю, проблема господина Нарышкина, а не проблема СНГ.

— Есть ли будущее у такого союза, как СНГ? Необходимо ли по-прежнему его поддерживать?

— Так его нет! Как таковой нет структуры СНГ. Мы вспоминаем о ней, как правило, когда проводятся так называемые саммиты содружества, которые уже не собирают никогда всех глав государств, либо когда власти одной страны выдают разыскиваемого властями другой страны человека, ссылаясь на Минскую конвенцию 1992 года об оказании правовой помощи в СНГ. Еще есть некоторые внутренние соглашения, регулирующие, например, транспортные связи между этими странами, но и это уже фактически перестает существовать после создания Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС). Между его основными участниками, скажем Россией и Казахстаном или Россией и Белоруссией, все регулируется законами Евразийского союза, да и те не работают, потому что Россия вводит в одностороннем порядке ограничения, связанные с ее санкционной или антисанкционной политикой, что наносит ущерб ее союзникам. Поэтому я с трудом мог бы сейчас назвать навскидку те договоренности, достигнутые в рамках СНГ много лет назад, которые сегодня являются актуальными.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика