Михаил Осокин: Правозащитники-гробовщики и швеи в обществе спектакля

Михаил Осокин — о том, почему правозащитой в России занялись швеи и как в Москву могли заманить Дидье Маруани

Фото: Михаил Осокин // Андрей Струнин / «Собеседник»

Михаил Осокин — о том, почему правозащитой в России занялись швеи и как в Москву могли заманить Дидье Маруани.

Вот кто в современной России теперь занимается развитием гражданского общества: доклад о правах человека для Общественной палаты подготовит фирма по пошиву одежды. Ей выделили на это 4,5 млн рублей — похоже, чиновники решили, что в этой фирме работают мастера на все руки. Сразу вспоминается знаменитый кот Матроскин:

К разработке доклада не были допущены «Мемориал» и Московская Хельсинкская группа — в конкурсе соревновались лишь швейная фирма и рекламное агентство, связанное с похоронными бюро. Правозащитники говорят: «Налицо стремление подготовить поверхностный текст, соответствующий формальным требованиям и пожеланиям властей».

В общем, создается лишь имитация демократических процедур — перед нами наглядный пример функционирования «общества спектакля». Это один из популярных образов современной политологии, и вот как описывал такое общество известный французский философ Жан Бодрийяр: «Население — зрители в спектакле властей, которые совершают тотальную дезинформацию: подменяют собой реальность».

Таким же примером «общества спектакля» можно назвать российские парламентские партии: бурная деятельность, яркая борьба программ — но все заканчивается, когда дело доходит до реальной жизни, до принятия решений в Госдуме. Там все послушны: ждут указаний и готовы выполнить любое. Вот как это описывал Зюганов: звонит утром Сурков — жмут левую кнопку, звонит после обеда из Кремля кто-то другой — жмут правую.

А, наверное, чтобы парламентские партии были еще послушнее, правительство увеличивает им госфинансирование: на это выделят в будущем году почти 7 млрд рублей. И депутаты честно отрабатывают подарки — все той же имитацией бурной деятельности.

Например, опять шумит Виталий Милонов: выступил с новым законопроектом против трансвеститов. Правда, не очень понятно, почему именно эта тема у него сейчас вдруг «выстрелила». Возможно, виновата перемена погоды или сезонное обострение. А может, причина в том, что Милонов еще и активный противник мигрантов из Азии — и тогда он мог так возбудиться с новым законопроектом просто потому, что его потрясла новость из полицейской хроники: «В Подмосковье задержаны мигранты-трансвеститы из Узбекистана, укравшие у своего сутенера четырех собак чихуахуа».

Разнообразные законопроекты об укреплении морали — одна из главных тем обитателей Госдумы в имитации бурной политической жизни. А еще одна популярная у законодателей тема — это рассуждения о национальном духе, о «скрепах» и государственной символике.

Депутаты разных уровней смело перемешивают идеологемы царской России и СССР, и торжествующая эклектика — повсюду. Например, в Москве депутаты одобрили строительство храма в честь Николая II в Войковском районе — то есть для увековечивания памяти убитого императора выбрали район, названный в честь одного из организаторов его убийства. Но сейчас всех их превзошел байкер Хирург, лидер «Ночных волков», который предложил изменить нынешний герб — добавить к двуглавому орлу звезду и колосья из советской символики. Хорошо, что он еще не предлагает дополнить герб другими своими любимыми символами — скажем, железным волком на тракторе, который пугал зрителей на открытии байкерского парка в Севастополе.

Примерно так же инфернально выглядят и другие символы «Ночных волков», а блогеры издеваются: «Смешно, что Хирург грезит Советским Союзом, в котором нигде не работающий чувак с такими символами и с американским байком сидел бы в тюрьме».

Идея лидера «Ночных волков» скрестить царского орла с красной звездой насмешила многих — и комизма ситуации, кажется, не заметили только в Кремле: там заявили, что «примут во внимание» предложение Хирурга по гербу.

Тем временем сам байкер, чтобы сделать свою инициативу более весомой, прибегает к верному средству: говорит, что необходимо «обозначить патриотический курс страны на геральдических государственных символах». Знакомый тезис, который сейчас гуляет повсюду — такими словами пытаются обосновать все что угодно.

Одни надеются помочь своему бизнесу патриотическими названиями, другие стремятся выбить деньги под обещания совместить горнолыжные курорты с центрами военно-исторического воспитания — и патриотическую тему постарался поэксплуатировать даже Филипп Киркоров в своих невероятных разборках с лидером группы Space Дидье Маруани. Маруани говорит, что его заманили в Москву обещаниями заключить соглашение по иску о плагиате, а заявления Киркорова напоминают все тот же знакомый тезис — что это опять действуют враги России. По его словам, московская полиция защитила честь и достоинство, «на которые посягнули чужеземные музыканты».

В соцсетях уже шутят: кто к нам с авторским правом придет, тот погибнет. А кому-то это напомнило другой громкий скандал последних недель: «Сечин заманивает Улюкаева в свой офис, Киркоров заманивает Маруани в Москву — тенденция оформилась...»

В общем, и эта история оказалась в духе современной российской жизни: все то же «общество спектакля» — подмена понятий, имитация бурной правоохранительной деятельности. А сама схема, как считают многие, просто скопирована с того, что давно придумали в Африке — это одна из разновидностей знаменитых «нигерийских писем». Точно так же жертву обещаниями больших денег заманивают в Нигерию — а там в дело вступают местные силовики, и вместо переговорной комнаты приезжий попадает в полицейский участок.

«Нигерийские письма» получают в интернете многие: людей приглашают приехать от имени бывшего президента или высокопоставленных местных чиновников. Авторы писем любят для солидности вставлять свои лица в фотографии реальных учреждений, адвокатских контор — но качество этого фотошопа может вызвать только смех.

Может быть, примерно так же фейковыми фотографиями и лидера Space заманивали в Москву — пририсовывали на снимках знакомые ему лица российских звезд для большей убедительности?

Но история с Маруани, конечно, не дотягивает до лучших африканских образцов — например, когда жертву пытались заманить в Нигерию с помощью трогательного рассказа о первом нигерийском космонавте майоре Абаче Тунде. Он якобы был тайно доставлен на орбитальную космическую станцию с совершенно секретной миссией, поэтому о нем никто не знает. В конце концов господин Абаче захотел вернуться, но для этого нужны деньги — и авторы письма просили добрых людей приехать в Нигерию хотя бы с небольшим взносом, обещая за это в будущем гигантские выплаты из зарплаты, которая за эти годы накопилась на Земле у нигерийского космонавта.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика