Михаил Осокин: Возвращение древнеримской цензуры

Обозреватель Sobesednik.ru, известный телеведущий — о новом (хорошо забытом старом) понимании надзора за нравами россиян

Фото: Михаил Осокин // Андрей Струнин / «Собеседник»

Обозреватель Sobesednik.ru, известный телеведущий — о новом (хорошо забытом старом) понимании надзора за нравами россиян.

На днях несколько ведущих сотрудников Государственного центра современного искусства заявили о запретах, отмене выставок — и о своем увольнении. И вот как они описывают своего нового начальника: «Сотрудники должны оправдываться и доказывать, что все произведения, которые предлагается показать зрителю, являются объектами культурного значения, а не провокацией». Если так, то действия начальника сильно напоминают Хрущева — как тот громил художников-провокаторов: «Абстракционистов партия мордой в котел сунула!» (Крики из зала: «Никита Сергеевич, нам надоела демократия! Пора наказывать!»)

Интересно, что именно испугало тех, кто командует центром современного искусства: чиновники отменили выставку «Польский перформанс 1967–1989» — то есть о том времени, когда оппозиция начала акции гражданского неповиновения и это в конце концов привело к падению правящего режима.

Впрочем, как выясняется, нежелательны и многие другие темы: всю неделю раскручивался скандал вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя о романе между Николаем II и балериной Матильдой Кшесинской. Как позже философски писала об этой связи императрица Александра Федоровна, жена Николая, «все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением...» Но в Москве сейчас настроены не столь примирительно в данном вопросе. Объявлено, что прокуратура проверит фильм — этого потребовала депутат Госдумы и бывший прокурор Крыма Наталья Поклонская.

Широко известна любовь Поклонской к Николаю II — как и ее историческая безграмотность. В прошлом году она, например, вдруг объявила, что отречение императора от престола не имеет никакой юридической силы: то якобы была «бумажка, подписанная карандашом, без соблюдения всех необходимых юридических процедур». В ответ Поклонской посоветовали побольше читать, а тогдашний заместитель главы комитета Совета Федерации по законодательству Константин Добрынин напомнил ей, что акт отречения, подтвержденный министром императорского двора, до сих пор никем не подвергался сомнению, а император обладал всей полнотой власти и сам определял, как будет оформлен этот документ: «Именно в том виде, в каком помазанник божий посчитает возможным, и тем пером, которое сочтет подходящим. Хоть гвоздем на листе железа».

Поклонская опять сильно удивила журналистов и в прошлый День Победы, когда присоединилась к участникам акции «Бессмертный полк», собравшимся с портретами своих родственников — она пришла с иконой Николая II. Поклонскую стали называть неизвестным до сих пор ответвлением Дома Романовых, и в интернете, конечно, сразу появились разнообразные картинки на эту тему:

Теперь в соцсетях говорят: после появления с николаевским портретом Поклонская решила взять царскую семью под свое покровительство. И суть обращения в прокуратуру по поводу «Матильды» она описала весьма зловеще: провести проверку «всех деятелей, которые создавали этот фильм».

В обвинениях в адрес режиссера Алексея Учителя используются такие формулировки, как «антироссийская акция» и «безнравственная картина». То есть, похоже, возрождается цензура в ее самом древнем и грубом виде: ведь «цензор» в Древнем Риме — это было должностное лицо, которое следило за нравственностью и благонадежностью граждан. Сейчас за этим зорко следят российские депутаты — и выискивают тех, кто говорит плохое про царей. И если Поклонская беспокоится за Николая II, то Владимир Жириновский сейчас обрушился на критиков Ивана Грозного:

Кинорежиссеров хотят научить снимать правильные фильмы про царей — а театральные деятели давно уже говорят, что сталкиваются с вмешательством чиновников в их работу. Вспоминаются резкие заявления художественного руководителя Александринского театра в Петербурге Валерия Фокина — о бумагах из Министерства культуры, в которых деятельность театров предлагалось «подчинить созданию позитивных образов коллективной исторической памяти». А сейчас новый виток дискуссий вызвали слова Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей — о том, что закрытие выставок и спектаклей свидетельствует о возрождении в стране цензуры.

В общем, судя по словам руководителя «Сатирикона», он столкнулся с теми, кого высмеивал в своих миниатюрах еще его отец Аркадий Райкин: «Поменьше критики, побольше позитива!»

В споры о том, оправданны ли запреты как способ защитить традиционные культурные ценности, включились самые разные люди — от байкера Хирурга до пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, и Песков о своем участии в этой дискуссии, возможно, уже пожалел. Дело в том, что это обернулось для него весьма неприятный стороной: лидер уральской ячейки «Ночных волков» Михаил Кайгородов заявил, что Пескову следовало бы выполнить прямое поручение президента и вернуть всех членов семьи на родину, а также позаботиться о смене американского гражданства своих близких родственников, прежде чем рассуждать о культурных ценностях России.

Но в Госдуме, похоже, считают, что учета и контроля еще маловато. Вспоминается прозвучавшее из думского комитета по информационной политике предложение создать в России Министерство пропаганды. Задачи нового министерства авторы законопректа видят так: «Оно будет отлеживать контент СМИ и ориентировать его на духовность».

В общем, кажется, министерство должно заняться определением запрещенных тем, и в этот список депутаты могут внести очень многое — в том числе, например, и Виктора Цоя. Ведь из Госдумы и из Центрального политсовета «Единой России» уже звучали заявления, что песни Цою писали в ЦРУ. Впрочем, пока еще Цоя можно петь, и, как выяснилось, это любит делать даже Джефф Монсон — который теперь выступает на ринге как российский гражданин и уже освоил песню «Мы ждем перемен».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика