Безвизовый режим для Украины в Европе: когда и ради чего?

Sobesednik.ru выяснил, что на самом деле ждет Украину после введения безвизового режима ЕС и почему ему грозит отсрочка

Фото: Украинские студенты на акции "Европа и Украина - вместе сильнее" // Nazar Furyk / Global Look Press

Sobesednik.ru выяснил, что на самом деле ждет Украину после введения безвизового режима ЕС и почему ему грозит отсрочка.

Накануне Германия и Франция выступили против введения безвизового режима с Украиной, причем вопрос этот откладывается на неопределенный срок, пишет Sputnik. «Франция этого не хочет», – так прокомментировал свое заявление министр внутренних дел Франции Бернар Казнев. Германия, в свою очередь, заявила, что необходимо дождаться, пока будет разработан механизм экстренной приостановки режима с третьими странами.

Вице-спикер Верховной рады Украины Ирина Геращенко в Facebook обвинила ЕС в двойных стандартах и вспомнила 2008 год, когда те же Германия и Франция заблокировали предоставление Украине плана действий по членству в НАТО.

Sobesednik.ru месте с экономистом, руководителем Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василием Колташовым разбирался, почему Украина так ждет вступления в силу безвизового режима и какие подводные камни таятся в этой привилегии.

Власть в обмен на безвизовый режим?

– Почему Европа в очередной раз отказывает Украине в безвизовом режиме? Она чего-то опасается?

– Европейские элиты оказывают давление на Петра Порошенко, на украинских олигархов и украинскую элиту в целом. Они пытаются заставить их немножко подвинуться, чтобы потом подвинуться еще больше, дав дорогу западным корпорациям на своем рынке и в своей экономике. И первое, что здесь нужно сделать – необходимо дать правительство технократов, как говорят политики на Западе и на Украине – некоторые оппозиционные правые политики так говорят. То есть сформировать кабинет людей, одобренных Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Эти люди должны были провести реформы по борьбе с коррупцией. А сейчас коррумпированность украинской политической системы, точнее сказать, построенность политической системы как «клиентско-патронской», где есть патроны, есть клиенты и они связаны между собой неформальными узами и эти неформальные узы важнее, чем узы государственных связей и государственной ответственности, и работают они лучше, – вот эта система мешает Западу, ее хотят сломать. Сломать не для того, чтобы украинский гражданин мог жить очень хорошо, не давать взятки и вообще чувствовать себя комфортно, а для того, чтобы облегчить работу западным компаниям. Чтобы они решали вопросы не методом торга на местном уровне, а телефонным звонком на родину.

Но поскольку ничего этого не происходит, то Запад шантажирует киевские власти. Шантажирует безвизовым режимом. Безвизовый режим вроде бы должны уже дать, но давать не хотят, пока не получат уступок. А в то же время они показывают, что нынешние руководители Украины – это коррумпированные люди, из-за которых простой украинец не может без визы поехать в Европу. И это действие сделано во многом для того, чтобы поднять престиж «оппозиционеров-технократов». То есть прозападных радикальных неолибералов, которые рвутся к власти и, как сказал Михаил Саакашвили, «будут вырывать руль конституционным путем». То есть те, кто пытается вырвать руль сейчас в управлении страной, но не может этого сделать – им нужно поднять престиж. При этом для Запада необходимо сохранить режим торга и внешне хороших отношений с нынешним руководством, которое они рассчитывают убрать. И безвизовый режим – это очень важный элемент торга и игры.

Меньшее из двух зол

– Могут ли что-то выиграть простые граждане Украины от введения безвизового режима с ЕС?

– Дело в том, что украинские граждане действительно выиграют от введения безвизового режима, потому что они смогут найти хоть какую-то работу, которая будет просто оплачиваться лучше, чем их собственная. При этом они будут занимать позиции на нижних этажах трудовой лестницы на Западе, поскольку там и без того имеется перепроизводство специалистов.

Есть определенный московский и киевский миф о том что вот, откроются границы для Украины – и тогда украинцы войдут во все компании, смогут там делать карьеры, как-то развиваться, много денег зарабатывать. Это все не так. В Европейском союзе очень большой разброс в оплате труда, очень. В том числе в богатых странах еврозоны. И украинцы попадают не на средние этажи, не на верхние этажи в этой лестнице системы оплаты труда. Они попадают на нижние этажи, они будут конкурировать там с «безбумажниками», с людьми, которые сейчас вообще готовы работать за любые деньги, в любое время, на любой работе – лишь бы им хоть что-то платили, потому что у них нет документов, или у них просроченная виза, или их документы не позволяют им работать законно.

А украинским гражданам обещали визы какие? Не трудовые, им обещали визы просто для посещения, так сказать, восхититься Европой – чтобы варвары восхитились цивилизацией. Вот такой статус им предлагают. Естественно, им это неинтересно, они будут ехать, чтобы работать, и едут, чтобы работать. Ниши будут низкооплачиваемыми, но это все-таки для них будет чуть лучше, чем на Украине, и это позволит несколько снять социальное напряжение на Украине, где неолиберальные реформы по лекалам Международного валютного фонда прошли очень болезненно, у людей просто нет денег, чтобы платить за жилье столько, сколько они должны платить.

[:image:]

Может быть, все наладится

– Введение безвизового режима порой преподносят как панацею от всех бед. Действительно ли это может помочь решить экономические и социальные проблемы?

– На Украине очень велики спекуляции на тему безвизового режима. Конечно, он не решает проблем страны ни одной. Он просто позволяет части людей сбежать из этой страны и жить на съемном жилье, в комнатах каких-то там весьма скромных, бороться на рынке труда за скромную, очень маленькую порой заработную плату, и выживать. Выживать, получая не много денег, на самом деле. Большинство не будет иметь возможности войти в корпоративную систему на Западе, где, как я сказал, очень велик избыток рабочей силы, очень много и так людей.

Но поскольку социальный кризис на Украине очень острый, то спекуляции властей важны. То есть нужно постоянно показывать: вот, смотрите, все очень плохо, но у нас есть по крайней мере одно решение, один ключик. Вот этот ключик – безвизовый режим. Вы просто сможете отсюда сбежать. Ну и вообще – может быть, все наладится.

Вот это для них важно, потому что все знают, что всё, что для них за два года сделано, после того как свергнут «тиран» Янукович, – это разрушение. Разрушение социального государства, разрушение экономики, обесценивание денег и обнищание людей. Конечно, в этой ситуации, когда власти говорят, что будут проводить ту же самую политику, делать все то же самое, что уже делают два года, никто не верит, что это приведет к росту уровня жизни и экономики. Такие люди были в 2014 году. Я думаю, в 2015-м уже их не было. Поэтому остается только одно – Европа. Европа – последнее спасение утопающей страны, мечтавшей стать цивилизованной, порвав с индустриальным варварством.

Пирамида на землях варваров

– Если Украина вступит в Евросоюз, станет ли она по-настоящему страной «с европейскими ценностями»?

– Европа – это географическое понятие. Все европейские государства, которыми украинцы восхищаются – это государства, основанные варварами, прошедшие путь серьезного варварства за много веков и только в конце XIX века перешедшие хотя бы к известной нам сегодня гигиене. Естественно, что нет никакой особой Европы. Есть страны с индустриальной историей, которые находятся в Европе. И наша страна, Россия, к ней принадлежит, и Украина к ней принадлежит. Но ключ к развитию состоит в сохранении собственной обрабатывающей промышленности, а Украина ее теряет стремительно. Она не будет никогда при такой политике жить богато, становиться страной развитой, обеспеченной, с обширными средними слоями. Не будет, потому что для этого необходимо не следовать рецептам Евросоюза и МВФ, а, наоборот, действовать вопреки этим рецептам.

В самой Европе серьезный кризис. Этот экономический, социальный, политический кризис Европейского союза лечится только одним способом – экспансией на восток. Поэтому не Украине нужно присоединиться к сытой, богатой и процветающей Европе, а европейской элите необходимо новое жизненное пространство. Поэтому они боролись за Украину так решительно, поэтому немецкие фонды давали столько денег на Майдан – потому что им нужен этот рынок, они его жаждали.

Украинские граждане – это нечто побочное. Естественно, их судьба никого не интересовала. А сейчас, если Украина войдет в Европейский союз, что пока маловероятно, для них это все равно ничего хорошего не означает. Ну что у них будет? Они будут периферией Европейского союза. Европейский союз – это не аналог Соединенных Штатов, это не одна большая страна, это пирамидальная система, где наверху находится Германия, чуть ниже находятся Франция, Австрия, Голландия, Бельгия, скандинавские страны, и потом идут страны внутренней периферии – еврозоны, такие как Греция, Испания. То есть уже довольно бедные страны. А потом идет восточная Европа, где ситуация относительно неплоха в Польше и Венгрии, но ужасна в ряде других.

Украина пополнит самую крайнюю периферию Европейского союза. Можно быть нищей страной, будучи членом Европейского союза. Прибалтика это доказала из постсоветских стран ярче всех. Украина будет нищей страной в рамках Европейского союза. Нищей страной, где будет уничтожен местный центр накопления капитала, где будут разорены некоторые олигархи или очень сильно ослаблены, где будут господствовать западные компании, как они господствуют, например, в Польше, где все банки и все заводы – немецкие.

– То есть украинцы смогут дешевле путешествовать, но потеряют шанс развить собственную экономику?

– Украинцы плохо понимают, что происходит в Европе, и россияне тем более не понимают, что там происходит. Они не представляют, например, что такое безработица в 25%. В стране, где безработица ниже 6%, трудно представить себе, что такое безработица в 25% или 15%. А это страшная безработица. Это повальная безработица среди молодежи.

Поедут молодые украинцы на заработки. Куда они приедут – в страны, где местная молодежь не может найти себе работу? И каковы будут их расходы, у этих украинцев? Они должны будут какое-то жилье себе обеспечивать. А местные молодые люди, по крайней мере, могут жилье себе обеспечивать. Они могут жить в доме у родителей, им не нужно оплачивать жилье. Они уже более дешевые конкуренты. И поэтому им предстоит бороться с местными гражданами на рынке труда. И одновременно бороться с имеющимися в избытке нелегальными иммигрантами и полулегальными иммигрантами, которые тоже хотят получить какие-то рабочие места.

А рабочих мест становится меньше, потому что в Европу приходит вторая волна кризиса, период стабилизации закончился в 2014 году. И что они здесь поймают? Ну да, они устроятся на какую-то низкооплачиваемую по европейским меркам работу, будут много денег тратить на аренду какой-то комнатушки, как-то купят несколько тряпок, будут одеты, не будут голодать. Но их перспективы – они будут равны текущему состоянию, потому что им расти будет некуда в плане доходов, уровня жизни, – заключил эксперт.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика