Валерий Ганненко: Кто не помер, тот помрет

Обозреватель Sobesednik.ru — о том, почему констатация смертности всего сущего на примере Сталина взбудоражила власти

Фото: Иосиф Сталин умер. Да здравствует... кто? // Global Look Press

Обозреватель Sobesednik.ru — о том, почему констатация смертности всего сущего на примере Сталина взбудоражила власти.

...Первое марта 1953 года. Иосиф Виссарионович Сталин — «зодчий коммунизма», «локомотив революции», дирижер репрессий — отдыхал на своей даче на Можайском шоссе. В то время одиночество часто мучило его, поэтому по выходным он часто посылал за своей «четверкой»: Маленковым, Хрущевым, Берией и Булганиным. Ждали звонка и первого марта, но Сталин все не звонил. Датчики в комнате Сталина никакого движения не улавливали с самого утра, а охранники боялись зайти и проверить его самочувствие. Лишь в 22 часа осмелившийся зайти к «вождю» охранник увидел Сталина, неподвижно лежащего на полу.

Пятого марта Сталин умер. До этого дня любое упоминание о состоянии здоровья «зодчего» было невозможно, считалось кощунством, несмотря на то, что на момент смерти Сталину было уже семьдесят четыре года.

Со смертью Сталина мистификации со здоровьем вождей не закончились. Скрывались многочисленные болезни Брежнева, поражение почек Андропова, эмфизема легких Черненко. С распадом Советского Союза ситуация мало поменялась. Скрывать инфаркты Ельцина было сложно, но его окружение справлялось с этой задачей — проблемы с сердцем маскировались под простуду, переутомление и даже алкоголизм.

Каждый следующий правитель уподоблялся лежащему в хрустальном гробу Ленину: десятки врачей старательно бальзамируют его тело, пропитывают растворами и мазями, одевают в чистую пиджачную пару, чтобы каждый вошедший в Мавзолей убедился: Ленин жив и будет жить. Мало магических заклинаний вроде «железное рукопожатие», «работа с документами» — электорату нужно нарисовать спортивного вождя, в железном здоровье которого не возникнет никаких сомнений.

Вот президент на коне с голым торсом, вот он в спортивном зале, вот он ловким приемом дзюдо бросает на маты спарринг-партнера, вот гребет в байдарке, вот в хоккей играет… Дружбу с церковью также можно вписать в эту концепцию — все-таки та обещает вечную жизнь (правда, после смерти).

И если президент ненадолго пропадает с экранов телевизоров, то только для того, чтобы, как сказочный феникс, возродиться в эфире на следующей неделе только сильнее, моложе и прекраснее. (Особую радость принесло известие о награждении генетика из Сыктывкара, сделавшей большой шаг в замедлении старения и продлении человеческой жизни.)

Казалось бы, ну чего переживать? В отличие от времен Сталина, никакого «дела врачей» не открывали, поэтому доктора могут еще долго следить за содержанием железа в рукопожатии лидера. Да и у иных предыдущих «кормчих» в какие-нибудь шестьдесят лет карьера в ЦК, считай, только начиналась. Но чем тогда объяснить столь бурную реакцию на вывешенный возле Павелецкого вокзала плакат, гласивший «Помер тот, помрет и этот»? Что же «хулиганского» в этой «выходке», почему эта констатация — в конце концов, все мы смертны — так задела чувства представителей московской мэрии?

Может быть, в Датском королевстве не все в порядке?

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика