В Госдуме опровергли возвращение продажи алкоголя у школ и больниц

Sobesednik.ru узнал у депутата Госдумы, почему ряд запретов в области продажи спиртного в России не даст эффекта

Фото: Алкогольный магазин // Алексей Гынгазов / Global Look Press

Sobesednik.ru узнал у депутата Госдумы, почему ряд запретов в области продажи спиртного в России не даст эффекта.

Ранее Sobesednik.ru писал об инициативе Минпромторга РФ отменить запрет на продажу алкогольной продукции вблизи социальных и спортивных объектов. По мнению ведомства, введенный еще в 2012 году запрет не только не привел к снижению алкозависимости россиян, но и серьезно ударил по бизнесу.

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский объяснил Sobesednik.ru, в чем заключаются основные плюсы от законодательной инициативы Минпромторга РФ.

— В СМИ появилась информация о намерении Министерства промышленности и торговли РФ вернуться к продаже спиртного неподалеку от школ. Как вы оцениваете подобную инициативу?

— То, о чем вы говорите, никакого отношения не имеет к тому, что предлагает Минпромторг. Минпромторг не предлагает вернуть продажу алкоголя возле школ. Это чисто технический законопроект. Он говорит о том, что на сегодняшний день в законе не определено четко, какое расстояние должно быть до общеобразовательных, спортивных или детских учреждений. Каждый регион трактует это по-своему. Это создает серьезную коррупциогенную почву.

[:rsame:]

— Что на сегодняшний день прописано в законе?

— Если мы говорим о букве закона, то сегодня фактически ни в одном гипермаркете торговать алкоголем нельзя. Если вы зайдете в любой торговый центр, то на первом этаже, как правило, находится продуктовый магазин, а на втором или даже рядом находится комната с детскими игровыми автоматами и так далее. То есть закон нарушается повсеместно. То, о чем говорит Минпромторг, неоднократно обсуждалось на правительственных комиссиях.

— К каким выводам пришли в ходе обсуждения?

— Надо четко определиться, что же является лечебным учреждением. Например, кабинет стоматолога или кабинет мануальной терапии — это лечебные учреждения? Можно ли там продавать алкоголь? Или курсы кройки и шитья, на которые помимо детей еще взрослые люди ходят, считать образовательным учреждением? Надо сделать четкую градацию.

— Что еще необходимо уточнить на законодательном уровне?

— Четко определить, какое должно быть расстояние от тех учреждений, вблизи которых действительно нельзя продавать. Это школы, больницы. А рядом со всем остальным, что может называться детским или лечебным учреждением, но на самом деле таковым [может] не являться, ограничений по продаже алкоголя быть не должно.

— Минпромторг заметил, что от запрета на продажу спиртного вблизи социальных учреждений пострадал бизнес. Так ли это?

— Бизнес потерял деньги в основном не из-за запрета. Дело в другом. Например, существует магазин, легально торгует алкоголем. А в нескольких метрах открывается массажный салон, который является медицинским учреждением. И магазину приходится закрываться или платить огромную мзду, чтобы его не закрыли. Легальный бизнес попал под серьезный удар.

Чтобы этого не было, и нужно четкие правила определить: что у нас относится к социальным учреждениям, какое расстояние должно быть от магазина до этих учреждений. Это не должно решаться на уровне муниципальных властей. Должен быть федеральный закон. Чтобы не было возможности у местных властей использовать лазейки в законе и собирать взятки.

— Как вы считаете, введение каких бы то ни было запретов в области алкоголя может привести к снижению алкоголизации населения России?

— Конечно, какие-то запреты влияют. Например, запрет на продажу алкоголя в ночное время существенно снизил потребление алкоголя и количество преступлений, которые происходили в ночное время.

[:image:]

— А запрет на онлайн-продажу алкоголя?

— Сегодня существует запрет на уровне постановления правительства на дистанционную продажу алкоголя. При этом незаконная торговля процветает. Запретами на онлайн-продажу алкоголя эту проблему не решить. Торговля через интернет на сегодняшний день — это шаг вперед. Нельзя на это закрывать глаза.

— Какой может быть выход из ситуации?

— Надо легализовать продажу алкоголя в интернете, но только при выдаче лицензий и [только продажу] оптовыми компаниями. Установить жесткий контроль. Надо быть уверенными, что не будет нелегальной торговли, торговли контрафактом.

— Куда же денутся нелегальные онлайн-торговцы?

[:rsame:]

— Бизнес сам справится с ними. Нелегалы просто не выдержат конкуренции.

Должен быть прописан жесткий механизм по блокировке сайтов, которые будут уличены в нелегальной торговле алкоголем. Только так можно бороться с проблемой. А тотальным запретом мы ничего не добьемся. Это просто приведет к огромному количеству «левых» сайтов.

— То есть вы против запрета на дистанционную продажу алкоголя?

— Запрещать ее нельзя. Ее надо, наоборот, разрешать. Но при этом надо ее жестко контролировать, отслеживать ее лицензированность.

— Возвращаясь к инициативе Минпромторга — каким образом можно расширить зону торговли спиртным в России?

— Ее не надо расширять. У нас достаточно торговых точек. Другое дело, что из 100% магазинов, торгующих алкоголем, 25% делают это нелегально. Это каждый четвертый магазин в стране. Количество нелегального бизнеса у нас плодится в геометрической прогрессии. Конечно, по факту они как бы не существуют. О них знают местные жители, местные власти, которые берут деньги за их нелегальное существование. Представьте, какой там оборот. Вот с чем надо бороться.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика