Перемирие в "войне фур": политика победила экономику?
Смогут ли РФ и Украина вернуться к сотрудничеству после «войны фур», Sobesednik.ru обсудил с доктором экономических наук
Смогут ли РФ и Украина вернуться к сотрудничеству после «войны фур», Sobesednik.ru обсудил с доктором экономических наук.
Россия и Украина впервые за долгое время пошли на компромисс и приняли взаимовыгодное на сегодняшний день решение о прекращении блокировки фур. С 16 февраля Россия и Украина ввели режим «еду домой» для большегрузов, заблокированных странами. По договоренности фуры могут беспрепятственно передвигаться до 25 февраля.
Sobesednik.ru обсудил с доктором экономических наук, профессором РАНХиГС Андреем Марголиным это «перемирие» между Россией и Украиной.
[:rsame:]
— Решение вопроса о возвращении грузовиков на родину было принято очень оперативно. Могут ли страны и в дальнейшем идти друг другу навстречу и возобновить грузоперевозки?
— Все вопросы по возобновлению перевозок нужно задавать тем, кто привел к такой ситуации. Началось все с того, что Украина начала не пропускать российские машины. Россия, как это бывает в последнее время приняла ответные меры. Если Украина будет готова к тому, чтобы пропускать, со стороны России проблем, думаю, не возникнет.
— Будут ли реагировать на эту ситуацию европейские страны?
— Они пытаются вмешиваться, но, на мой взгляд, недостаточно. Проблема же не столько в перевозках, сколько в исполнении Киевом Минских соглашений, и причины этого надо искать в сфере политики. К сожалению, сегодня она побеждает экономику, и в результате страдают все.
— Кто и за что борется в этой «войне фур»?
— Украина в данном случае ни за что не борется, она просто торгует таким удивительным товаром нашего времени, как «ненависть к России». Они пытаются «продать этот товар» на Западе, но все больше людей понимают, что за этим ничего не стоит и это просто попытка прикрыть нищету своей экономической политики.
— Будут ли российские власти поддерживать пострадавших водителей, которые, по сути, остались без работы?
— Властям придется это делать, но мы должны понимать, что для поддержки ресурсов не очень много. Желательно, чтобы речь шла не о простой компенсации разовых потерь несостоявшихся перевозок, а о системных решениях, связанных с развитием внутреннего рынка.
[:image:]
— Когда активисты заблокировали российские большегрузы, дальнобойщиков называли оккупантами, а в магазинах им не продавали еду. Почему вдруг российские дальнобойщики стали оккупантами?
— Известный украинский политолог Михаил Погребинский приводил статистику, что до 70% населения Украины относится к России негативно. Это вопрос внутренней пропаганды. Население фактически отключено от всего: российские каналы там закрываются, деятели культуры объявляются вне закона... Это целенаправленная политика, и, к сожалению, она дает свои результаты. Мне кажется, только время здесь может что-либо поменять.
— В первые дни блокады фур на Украине власти не приняли никаких мер по урегулированию вопроса. Можно ли считать бездействие украинских властей молчаливой поддержкой?
— Конечно. Разве это в первый раз? Разве с блокадой Крыма не так было? А с блокадой Донбасса? Это все делается с согласия и, я бы сказал, при поддержке властей.
— Польша, Украина и Турция перекрыли свои границы для нас. Получается, для России теперь полностью закрыты наземные грузоперевозки. Какие есть пути решения сложившейся ситуации?
— Естественно, это вопрос переговоров. Все-таки с поляками договориться можно. Сейчас, понимая, что Украина ведет себя неадекватно, Польша будет стараться выдвинуть наиболее выгодные для себя условия, и это станет вопросом оценки взаимных потерь. Для нас выход из этой ситуации один — развивать свою собственную экономику. У нас безбрежный внутренний рынок, который развит недостаточно, и развивать его нужно не покладая рук.
[:wsame:]