Интервью: политолог о разделе округов на выборах в Госдуму

Sobesednik.ru спросил политолога, как на выборы в 2016 году повлияет возможное деление округов парламентскими партиями

Фото: Выборы-2016 // Lidia Mukhamadeeva / Russian Look

Sobesednik.ru спросил политолога, как на выборы в 2016 году повлияет возможное деление округов парламентскими партиями.

Парламентские партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» — могут заключить соглашение, которое позволит им не вести борьбу между своими кандидатами на выборах в Госдуму, намеченных на 18 сентября 2016 года.

В договоре между партиями, как сообщают СМИ, предусмотрено, что каждая партия сможет выдвинуть своих кандидатов в 10 из 40 одномандатных округов. В «своем» округе партия сможет рассчитывать на отсутствие конкуренции от коллег-парламентариев, так как они не будут выдвигать своих кандидатов, и конкуренцию ее кандидату смогут составить только претенденты от непарламентских партий.

Информацию о подготовке соглашения подтвердил секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов. Однако, по его словам, говорить о наличии конкретных договоренностей пока рано. Вице-спикер Госдумы от партии ЛДПР Игорь Лебедев также уточнил, что переговоры о возможности соглашения находятся лишь на начальной стадии.

Sobesednik.ru выяснил у заместителя директора «Центра политических технологий» Алексея Макаркина, как возможное разделение одномандатных округов отразится на избирателях и внесистемной оппозиции в РФ.

— Алексей Владимирович, как вы оцениваете вероятность принятия соглашения о разделе одномандатных округов?

— Это возможно. Конкретные округа вполне могут быть определены. У каждой из партий есть свои приоритеты относительно персоналий, и они не хотели бы сталкиваться друг с другом.

— Что повлияло на появление подобной инициативы?

— Представление о крымском консенсусе. Представление о том, что надо договориться друг с другом для того, чтобы профилирующие кандидаты для партии не провалились в округах. То есть партии не хотят терять кандидатов, которые для них важны. И второе —подкрепить сам консенсус.

[:image:]

— Что вы имеете ввиду под «крымским консенсусом»?

— Началось это еще и до Крыма, крымским его можно назвать условно. Появился наиболее наглядный пример — присоединение Крыма и последующие события. Все партии осуждают западные санкции, поддерживают антисанкции в рамках этого консенсуса. Никто не может поддерживать прозападную оппозицию. Другой вопрос, что для ЛДПР и «Справедливой России» это не вызовет проблем. Сложнее с коммунистами, потому что в 2014 году все четыре парламентские партии были вместе на митинге в Москве. В 2015 году уже коммунисты не ходили. Для коммунистического электората близость к власти — это не очень хорошо. Коммунистический электорат куда более протестный и требовательный. Люди в основном реагируют не на аппаратные ходы, а на заявления и лозунги.

— К консенсусу присоединились все парламентские партии?

— Последними в него включилась «Справедливая Россия». Еще в 2012 году. Они еще до Крыма отказалась от Гудковых и Пономарева. Крым просто закрепил консенсус.

— Разделение одномандатных округов даст партиям гарантии победы кандидатов?

— Даже если они поделят округа, то 100% гарантии никто не может дать. Например, у партий есть по одному губернаторскому посту в регионах. Правда, сейчас у КПРФ уже два, но это получилось незапланированно: Иркутск — единственный случай за последние годы, где был второй тур. Как раз выиграл коммунистический кандидат. То есть на выборах может быть все.

— А как повлияет консенсус партий на избирателей?

— Консенсус и разделение округов, конечно, разные вещи. Сам по себе консенсус большинство избирателей парламентской оппозиции приветствует. У коммунистов, конечно, критичнее отношение. Но все равно люди думают, что все должны быть вместе. По поводу обороны и безопасности, по поводу Крыма то же самое.

— То есть все парламентские партии на выборах будут выступать одним фронтом?

— Ну, консенсус ведь не как в ГДР. Там четыре партии не могли критиковать ничего, они должны были просто поддерживать социалистическое строительство. А тут они могут критиковать правительство. Тем более что лидер «Единой России» — премьер-министр. Будут оттягиваться на проблемах здравоохранения, образования, других сюжетах, которые интересуют избирателей.

— А разделение округов как на избирателях отразится?

— Разделение округов для избирателя не очень важно. Разделили и разделили. На это обратят внимание политологи, эксперты и политики.

— А раньше были случаи деления округов?

— Ну вот, например, у нас были выборы в Мосгордуму в 2014 году. Там тоже «Единая Россия» в некоторых округах снималась. Это просто называлось не разделением округов, а просто: партия снялась. Например, в одном из округов, где шел внук Геннадия Зюганова. Еще в нескольких округах, где коммунисты прошли. Никто это не воспринял как что-то ударяющее по позициям КПРФ. Это интересует несколько процентов политизированного электората. В свое время «Яблоко» и СПС округа делили, но не было глобальных договоренностей. А на каких-то уровнях, с какими-то партиями это было. Допустим, партии идеологически близки. А по закону блоки создавать запрещено. Конечно, они не хотят друг с другом конкурировать — хотя бы в округах.

— Явка не упадет?

— Явка совершенно не пострадает. Как люди ходили, так и будут ходить. На парламентские выборы принято ходить. Выборы местного самоуправления, с точки зрения граждан, можно и пропустить. А вот на выборы президентские и парламентские ходят. 50% избирателей ходят на федеральные выборы по привычке. А к партиям у многих довольно сдержанное отношение. Интерес к голосованию за человека выше. Люди будут голосовать исходя из того, что кандидат сможет сделать для округа. Люди голосуют утилитарно. Особенно если речь идет о региональных одномандатных округах.

— Какова будет процедура деления округов?

— Насчет раздела все будет очень непросто. У партий претензии могут быть на округа. Все решат переговоры. Сначала предварительные заявки, а потом будут согласовывать. Например, если партия выдвигает совсем уж непроходного кандидата, то тогда будут договариваться о переходе или замене такого кандидата.

— Какой из парламентских партий выгоднее подписать соглашение о делении округов?

— В первую очередь это выгодно парламентской оппозиции. Выборы носят однотуровый характер. Если выборы однотуровые, то самые большие шансы имеет наиболее ресурсный кандидат. Как правило, это кандидат от власти. Он и в СМИ представлен хорошо, с местной администрацией все замечательно, деньги, известность. У него все хорошо. Кандидатам от оппозиции сложнее. Они сталкиваются друг с другом. Они все ругают власть, а их электорат разрывается. Им бы не хотелось потерять кандидатов, которые для них важны. Если все договорятся, то в каких-то округах не будет ресурсного кандидата. А теперь — выдвигайся, и не будет соперников с ресурсами. Если разделить округа, то там не будет известных кандидатов. Самым ресурсным становится представитель парламентской оппозиции. На 90% он становится фаворитом.

— А в чем тогда заключается выгода «Единой России»?

— «Единой России» хотелось бы, чтобы думская кампания прошла для них в более мягких, неформальных рамках. Главная проблема «Единой России» — то, что ее возглавляет [премьер-]министр. Им хотелось бы, чтобы [их] критиковали, но не так разгромно. Например, «Справедливая Россия» уже потребовала отставки кабинета. Уже подписи собирают.

— На этих выборах у «Единой России» будет много сильных одномандатников?

— Много. Хотя они определятся чуть позже, на праймериз. Оценочно уже сейчас можно сказать, что много сильных. Это будут самые ресурсные кандидаты. Праймериз будет своего рода испытанием для кандидатов — ресурсы не обеспечивают победу.

— Как подобное соглашение может повлиять на конкурентность выборов?

— Конкуренция формально остается. Это соглашение не распространится на непарламентские партии. У нас 14 партий, которые могут выдвигать своих кандидатов.

— То есть внесистемная оппозиция не пострадает?

— Никак. К тому же, есть партии которые имеют федеральные льготы. Например, ПАРНАС и «Яблоко» имеют право участвовать в выборах без сбора подписей. Конкурентность определяется не соглашениями, а запросом избирателей. Это не будут безальтернативные выборы.

— В последнее время вокруг ПАРНАСа много шума. Как это может повлиять на поддержку партии избирателями?

— Задача у ПАРНАСа не выиграть, а добраться до 5%. Преследования большинство населения воспринимают отстраненно, а некоторые вообще поддерживают. Те, кто интересуется политикой, но не любит Касьянова, могут начать сочувствовать Касьянову. Рейтинг партии может подрасти. Для большинства избирателей оппозиция сейчас в образе жертвы. Их могут начать жалеть небольшие группы.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика