"Силуанов предвещает катастрофу": что будет с бюджетом на 2016 год?
Sobesednik.ru обсудил громкие заявления министра финансов о приближении к ситуации 98-го года с политиком и экономистом
Sobesednik.ru обсудил громкие заявления министра финансов о приближении к ситуации 98-го года с политиком и экономистом.
Министр финансов РФ Антон Силуанов не исключает повторения кризиса 1998 г. Чиновник допускает такой сценарий при условии, «если не будут предприняты меры по адаптации бюджета к новым условиям российской экономики».
Насколько серьезна угроза повторения дефолта? Кто пострадает от изменения бюджета? Что должны делать власти? Sobesednik.ru задал эти вопросы экономисту Наталии Орловой и политику, члену партии «Яблоко» Льву Шлосбергу.
Вызов или взрыв?
Что имел в виду министр финансов, когда сравнивал сегодняшнюю ситуацию с кризисом 1998 года? Возможно, он не просто хотел обратить внимание на ухудшающуюся экономическую обстановку, а намеревался привлечь внимание к чему-то более серьезному, для чего на чиновников стоило обрушить, как холодный душ, воспоминания о «лихих 90-х»?
[:rsame:]
Силуанов, очевидно, не оговорился, и настало время готовиться к серьезным переменам, считает Лев Шлосберг:
— Напомню, кризис 1998 года касался одновременно внутренних и внешних обязательств государства. Если Силуанов не оговорился, то он произнес совершенно страшную вещь: дело не в кризисе как таковом, а в отказе государства исполнять свои финансовые обязательства. Если сейчас речь идет о проблемах исполнения обязательств, то сказанное Силуановым не просто очень серьезно — это предвестие финансовой катастрофы. На мой взгляд, речь идет не о сокращении бюджетных расходов, а о возможном внутреннем или внешнем — либо и внутреннем, и внешнем — дефолте государства. Это чрезвычайно тяжелое сообщение.
Наталия Орлова, напротив, говорит о том, что нет причин опасаться столь плохого варианта развития событий: долговые обязательства государства в норме, и Центральный банк держит ситуацию под контролем:
— Ухудшение экономической ситуации наводит на мысль, что мы возвращаемся в 90-е. Однако 98-й год — это долговой кризис. Наверное, здесь Силуанов хотел предупредить, что состояние бюджета может скоро стать для страны вызовом. Я считаю, что есть достаточно большой запас прочности: госдолг небольшой, а Центральный банк активно поддерживает банковский сектор. У нас долговые параметры и близко приближаются к индикаторам 98-го года, — отмечает эксперт.
На данный момент «адаптация бюджета к новым условиям российской экономики» еще не запущена по полной, но уже появилась категория граждан, которая прочувствовала на себе экономические изменения.
[:image:]
Лев Шлосберг говорит о просчетах, допущенных правительством при подготовке бюджета на 2016 год, и напоминает о средствах, которые могли быть направлены пенсионерам, но теперь будут пущены на латание дыр в новом бюджете:
— Могу сказать, что для события описанного Силуановым есть все предпосылки — средства резервных фондов в этом году будут исчерпаны. Замечу: дефицит бюджета восполняется в том числе деньгами Пенсионного фонда — свыше 300 миллионов рублей направленно на восполнение дефицита федерального бюджета, у работающих пенсионеров не будет индексироваться пенсия.
Ситуация исчерпанности бюджетных ресурсов была уже очевидна в прошлом году, — говорит представитель «Яблока». — Кроме того, многие экономисты обращали внимание на то, что показатель, при котором бюджет бы исполнялся, тогда составлявший 50 долларов за баррель нефти, может измениться: нефть будет дешеветь. Были призывы пересчитать параметры, но правительство решило не нагнетать обстановку, и перерасчет публично не был сделан. Сейчас, в первом же месяце года, нефть уже опустилась ниже стоимости в 30 долларов, — говорит Шлосберг.
[:image:]
Придерживается более позитивного сценария развития событий главный экономист одного из крупнейших российских банков Наталия Орлова. Эксперт считает, что точно не будут трогать расходы на оборону; кроме того, перед выборами в Госдуму есть шанс на увеличение, а не уменьшение индексации пенсий (напомним, что в бюджете на 2016 год изначально планировались две индексации — в начале и в середине года). Однако с финансовыми проблемами в следующем году могут столкнуться учителя и врачи:
— Думаю, что социальные расходы и оборонка — неприкасаемые статьи, там не будет сокращений. Возможно, даже будут дополнительные индексации социальных статей, поскольку мы в электоральный цикл вступаем — в 2016 году выборы в Госдуму. Наверное, постараются оптимизировать расходы в наименее важных сейчас направлениях. Скорее всего, это будут прямые государственные расходы на образование и здравоохранение. Под удар может попасть все, кроме «социалки» и обороны, — уверена Орлова.
Возможно, стоит прислушаться к словам Силуанова? Ведь чиновники такого ранга не произносят столь резонансные заявления просто так. Лев Шлосберг говорит о том, что страна живет уже в других экономических реалиях и продолжать прежнюю политическую линию нельзя — слишком серьезны последствия для страны:
— Я думаю, что правительству сейчас нужно взглянуть в лицо правде и вспомнить про связь, извините, внешней политики и экономики. Мы ведем войны за пределами своих границ, которые стоят денег, наращиваем военные расходы, увеличиваем силовой аппарат. В бюджете на 2016 год 40% составляют расходы на силовые ведомства. 4 рубля из 10 тратятся на силовые расходы! Даже для государства, у которого все благополучно с экономикой, такое соотношение трат на социальные нужды и силовые нужды было бы очень тяжелым. Для России сегодня такое соотношение абсолютно не по силам. Государство должно опомниться — речь идет о 140 миллионах человек, об их благополучии, — подчеркивает политик.
[:wsame:][:wsame:]