Дефолт без нервов. Украина должна $3 млрд, и это проблемы РФ

В России изначально были готовы к тому, что Украина не выплатит $3 млрд долга, заявил эксперт Sobesednik.ru

Фото: Украина должна РФ $3 млрд // Сергей Ковалёв / Global Look Press

В России изначально были готовы к тому, что Украина не выплатит $3 млрд долга, заявил эксперт Sobesednik.ru.

В Кремле расценивают мораторий на выплату России трёх миллиардов долларов долга, который ввела Украина, как дефолт. Sobesednik.ru постарался разобраться в ситуации.

Дефолт — невыполнение в установленный срок денежных обязательств, неуплата долгов. 18 декабря кабмин Украины ввёл мораторий на выплату России трех миллиардов долларов долга и на выплату российским банкам 507 миллионов долларов двумя украинскими компаниями, а именно конструкторским бюро «Южное» и «Укравтодором».

Sobesednik.ru вместе с финансовым омбудсменом, экономистом Павлом Медведевым обсудил экономическое состояние Украины и перспективы возвращения долга России.

— И для России, и для Украины это неприятность, довольно большая. Правда, для России это ожидаемая неприятность. Когда эти три миллиарда выдавали, ни один российский квалифицированный экономист не сказал, что они вернутся. Ни один не сказал, что это не подарок.

Так как наши экономические ведомства возглавляются людьми, безусловно, квалифицированными, то ни для одного из них то, что происходит, не является сюрпризом. То есть это всё, как говорят, уже отработано. Потеря была учтена в момент выдачи кредита. Сейчас с политической точки зрения, конечно же, нельзя говорить: «Не возвращайте». Но что ни говори, если денег нет, вернуть их нельзя.

На Украине тяжелейший кризис. В России экономическая ситуация далеко не радужная, недаром же президент свою пресс-конференцию начал с такого анекдота, что дальше идти некуда — про те самые «чёрные полосочки». На Украине — ещё чернее. Поэтому можно какие угодно заявления делать. Денег нет.

У Украины два источника доходов: огород, с которого украинский средний статический человек никогда не уходил, и иностранные деньги. Но иностранные деньги выдаются под какие-то определённые затраты, но, конечно же, 100% выдать 3 млрд с процентами ни одному западному спонсору в голову не придёт. Почему России вдруг выдают 100%, а другим, по крайней мере, на 20% меньше. Я думаю, что в 2015 они простили 20%, в следующем 20%, а потом и 25%. Украина в перспективе обозримой не может выпутаться. В перспективе очередных платежей по кредиту она в принципе выпутаться не может сейчас — с огорода морковкой же не отдашь кредит?

— В каком смысле «с политической точки зрения, конечно же, нельзя говорить: "Не возвращайте"»?

— Отношения такие. В те времена, когда кредит выдавали, фактически говорили «Не возвращайте». А теперь отношения изменились. Нельзя так говорить этому правительству такие вещи. Наш народ обидится.

— Долг — инструмент политической игры, давления?

— Именно игры. Ну какое давление? Как надавишь? Можно надавить звонком на инвалида I группы, который должен банку, потому что у него нервная система есть. А у страны нервной системы нет, как на неё надавишь?

— Коммерческие кредиторы простили 20% от Украины, верно?

— Номинально, мне кажется. Думаю, что им придётся простить значительно больше, если не всё.

— Украина ранее потребовала реструктурировать долг на основе условий, на которые ранее пошли частные кредиторы. Почему мы на это не идём? Тоже из-за политической игры? Ведь понятно, что в ближайшее время мы этих денег не увидим.

— В каком-то смысле это рациональный поступок. И это следует из того, что я сказал — 20% не отделаешься. Безразлично с точки зрения перспективы возврата денег, как себя вести — требовать отдать всё с процентами или на 20% меньше, или отдавать в год по миллиарду, как наша сторона предложила.

Любое заявление приводит к одним и тем же результатам. Результат я описал: денег нет, пропорционального долгу возврата не будет.

— 9 декабря президент России Владимир Путин поручил министру финансов Антону Силуанову подать в суд на Украину из-за невозвращения кредита. Арсений Яценюк в ответ заявил, что выплаты приостанавливаются до момента принятия наших предложений или судебного решения. На что суд может повлиять?

— Если, например, мой несчастный заявитель должен банку, банк идёт в суд и выигрывает его. Я думаю, что суд будет выигран, хотя, знаете, грешным делом начинаю вспоминать предысторию. На СССР кто-нибудь подавал в суд? Я такого вспомнить не могу. СССР, а потом и Россия в качестве правопреемника, признавал долг, но и Украина долг признаёт. Украина не утверждает, что долга нет. Она говорит, что заплатить не может.

[:image:]

Никто как-то в суд на СССР, а потом на Россию не подавал. Списывали долги. И там списывали, и там. Потом мы списывали, ведь нам тоже были должны многие страны, которым мы оружие, делая вид, что продавали, дарили.

Есть такая мрачная шутка американская: «Если вы должны $10 — это ваши проблемы. Если вы должны $10 млрд — проблема вашего кредитора». Вот страны должны сотни миллионов и миллиарды долларов, поэтому это проблема кредиторов. И она вечная. Если посмотреть историю кредитных отношений стран за последние 100 лет, там в основном присутствуют списания.

— Суд — тоже элемент политической игры?

— Да, конечно же. Если суд примет такой иск, то, конечно, Россия выиграет. В том смысле, что действительно ей надо будет платить.

— Чего российская сторона хочет добиться?

— Вы задаёте слишком сложный вопрос — я много про Россию не понимаю. Может быть, не столько она добиться хочет, сколько как в отношениях людей: один обиделся, а «разобиживаться» не положено — потеря лица. Надо извиниться, потому что на ногу кому-то наступил, а вот нет, не буду.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика