Ильдар Дадин: Я будто в пионерлагере, из которого не уйти

Адвокат осужденного по 212 статье активиста Ильдара Дадина рассказала Sobesednik.ru о его шансах выйти на свободу

Фото: Ильдар Дадин поблагодарил всех, кто его поддерживает // Василий Петров / Facebook

Адвокат осужденного по 212 статье активиста Ильдара Дадина рассказала Sobesednik.ru о его шансах выйти на свободу.

На прошлой неделе, 7 декабря, Басманный суд вынес первый в новейшей российской истории приговор по ст. 212.1 УК – за неоднократное нарушение правил проведения публичного мероприятия. 33-летний Ильдар Дадин из подмосковного Железнодорожного был осужден на 3 года колонии, хотя гособвинение просило два.

Пионерлагерь строгого режима

Три года можно получить за разное. Например, на днях в Екатеринбурге столько дали вербовщику ИГ (запрещено в РФ) Магомеду Гирееву. Вина же Ильдара Дадина состояла в том, что 6 и 23 августа 2014 года, а также 13 сентября 2014 года он участвовал... в одиночных пикетах. Которые не требуют согласования. В протоколах задержания в качестве оправдания полицейских указано: «задержан в количестве примерно двух человек».

А 5 декабря 2014 года он вместе с товарищами вышел на Мясницкую улицу и остановил движение. Где-то на три минуты. За что его и судили. После оглашения приговора Ильдара увезли в СИЗО №4.

– Ильдар прекрасно держится, он молодец, – рассказала адвокат Ильдара Ксения Костромина. – Говорит: я себя чувствую, как в пионерлагере, из которого нельзя уйти. Он сказал, что шел на это coзнательно и что ему ничего не нужно – его все устраивает и «каша очень вкусная». Насколько я поняла с его слов, с сокамерниками у него все в порядке. К нему все нормально относятся, никакого негатива. И администрация не прессует.

[:image:]

По словам Костроминой, Ильдар не собирается отказываться от своих убеждений.

– Он говорит: у меня есть право в соответствии с 31-й статьей Конституции выходить и выражать свое мнение мирно и без оружия, и я буду это делать, – передает его слова адвокат. – Он и в последнем слове сказал: единственное возможное решение по моему делу – вынести оправдательный приговор.

Судья Наталия Дударь, однако, заявила, что «критически относится к показаниям подсудимого об отсутствии состава преступления в его действиях». А его напоминания о законе растолковала как «попытку уйти от ответственности», «железно» аргументировав тем, что Ильдар ездил в Киев.

На Майдане носил раненых

Ильдар действительно ездил в Киев, он выступал и против войны в Донбассе. Последнее в материалах следствия расценено как экстремизм.

Между тем, как пишет подруга Ильдара, журналист Анастасия Зотова, он «не кидал там (на Майдане. – Ред.) ни камни в «Беркут», ни «коктейли Молотова», он защищал протестующих щитом и носил раненых. А познакомился только с правозащитниками – «Евромайдан SOS». Их слоган – «Права человека превыше всего» – точно совпадает с мировоззрением Ильдара».

– Когда мы в последний раз разговаривали с его мамой о приговоре, – рассказывает Анастасия, – она сказала такую вещь: «Он очень честный и добрый и за это поплатился».

Ильдар, по словам Анастасии, действительно очень добрый парень. Любит животных, обожает своих племянников и племянницу. Когда играет с детьми, сам становится как большой ребенок.

– У меня дома жила мышь-мальчик Элджернон, и Ильдар с ним играл все время, – вспоминает девушка. – А потом в его квартире как-то раз завелись свои мыши. Не домашние – дикие. Пришлось срочно идти в хозяйственный, но Ильдар не захотел их травить или покупать мышеловку, которая убивает. Мы нашли гуманную мышеловку, которая грызунов просто ловит. Как-то ночью просыпаемся от стука – мышь поймалась. Ильдар говорит: надо ее отпустить. И вот четыре утра. Мы в пижамах и куртках идем в лес отпускать мышь...

Еще Ильдар не может оставаться равнодушным к чужой беде.

– Как-то вечером, было поздно уже, мы смотрели кино. И тут за окном слышится женский крик, – продолжает Анастасия. – Ильдар: «Я пойду посмотрю, что там. Вдруг девушку обижают, я вступлюсь». По вечерам мы ходили гулять и однажды увидели, что какие-то парни спортивного вида пристают к другому парню, по виду «ботанику». Ильдар пошел разбираться. Сказал, надо приструнить их; если они пристают к тому, кто не может себя защитить, то вот я могу его защитить.

[:image:]

И 15 января, когда около 100 активистов вышли в поддержку Олега Навального на Манежку, Ильдар обещал Анастасии присутствовать просто как наблюдатель – перед этим он дважды получал угрозы от полиции. Но когда провокаторы с георгиевскими лентами устроили драку и стали бить женщин, не выдержал, вмешался. И тут же был арестован на 15 суток. А когда срок ареста закончился, на него завели уголовное дело.

А был «как все»...

До парламентских выборов 2011 года Ильдар был, что называется, как все. Выборы, отличившиеся многочисленными фальсификациями, возмутили обманом.

– В 2012-м Ильдар пошел наблюдателем на президентские выборы, – рассказывает Анастасия. – Во время этих выборов было множество нарушений, а когда он пытался их опротестовать в ТИКе, его схватили полицейские, увезли в промзону и угрожали. После этого он пошел на митинг на Пушкинской, тот самый, где Навальный и Удальцов залезли в фонтан. Там он увидел, как полиция хватает людей, выворачивает руки и кидает лицом в снег. И задумался: разве так можно? Начал изучать законы, понял, что нельзя. Начал ходить просвещать полицию...

После Болотной, когда люди сели, он говорил, что не может уехать, пока другие сидят. Тогда, говорил, я буду трусом. При этом для него даже не так важно, принесет ли пользу тот или иной его шаг. Важнее, что он высказал свое мнение по тому или иному поводу. То есть не изменил себе, не испугался и остался человеком.

– Когда мы познакомились с Ильдаром, я была поражена чистотой его личности, – вспоминает адвокат Ксения Костромина. – Он потрясающе принципиальный парень, я таких раньше никогда не встречала. Как и Марк Гальперин (еще один фигурант по аналогичному делу. – Ред.). При этом они очень интеллигентные. В них нет ни капли грубости или хамства. Когда его под стражу взяли после приговора, он мне успел сказать: «Я вас поблагодарить забыл за то, что вы меня защищали».

Свидетель обвинения

После оглашения приговора по СМИ разлетелась «сенсация»: отец Ильдара Дадина дал на суде показания против сына.

– Это неправда, – возмущается Анастасия. – Дело было так. Отцу позвонил следователь и сказал: приезжай и давай показания, иначе мы твоего сына посадим. А Ильдар тогда был под домашним арестом. У его отца больные ноги, но, несмотря на это, он поехал, поскольку хотел спасти сына! Его зачем-то сделали свидетелем обвинения, но он там по существу ничего и не сказал.

[:image:]

– Вызов к следователю – очень психотравмирующая ситуация, – поясняет Ксения Костромина. – Ильдус Дадин дал показания. Но какие? Он сказал, что «у нас с сыном политические разногласия». В этих показаниях – только то, что Ильдар ездил на Украину и его политическая позиция. На суде отец сказал, что может охарактеризовать Ильдара только с положительной стороны. Что он очень хорошо учился, занимался спортом и всегда помогал. Прокурорша все пыталась его спровоцировать: а вот как там материально? Как он может, сидя под домашним арестом, помогать материально, непонятно. Но папа сказал, что, когда сын мог, всегда помогал.

Шансы на свободу

Защита Ильдара собирается обжаловать приговор, но, как признается Ксения Костромина, шансов крайне мало.

– 212-я статья отвратительная, абсолютно иезуитская, – говорит адвокат. – Вышел на улицу, и при этом у тебя есть три привлечения до этого – всё, сядешь. В случае с Ильдаром предметом разбирательства был эпизод на Мясницкой, а предыдущие инциденты, когда его задерживали на одиночных пикетах (чего нельзя делать по закону), как бы демонстрировали неоднократность. Самое хорошее, что можно ждать от апелляции – снижение срока либо условное наказание. Но это вряд ли. Посмотрим, что власть решила на самом деле сделать с этими людьми.

Власть между тем, кажется, затеяла показательный процесс – такого мнения придерживаются и непосредственные участники дел по ст. 212.1, и правозащитники. Замечена также любопытная закономерность. Ведется одновременно 4 уголовных дела «о митингах». Их фигуранты – многодетная мать Ирина Калмыкова, 75-летний Владимир Ионов (был недавно госпитализирован после очередного судебного заседания), 46-летний предприниматель Марк Гальперин и молодой парень Ильдар Дадин. То есть нам прозрачно намекают, что любой несогласный – будь он молодой, пожилой или даже единственный кормилец в семье – все равно будет посажен.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика