Новый военный корабль России: надобность или милитаризация?

Ввод в строй кораблей класса «Адмирал Григорович»: необходимость или милитаризация?

Фото: «Адмирал Григорович» // mil.ru / Министерство обороны РФ

Sobesednik.ru изучил новые корабли российского флота вместе с военными экспертами и выяснил, где они будут применяться.

В середине октября начались госиспытания фрегата «Адмирал Григорович». По информации СМИ, корабль должны предать ВМФ уже в этом году. Необходимы ли сейчас такие корабли? Насколько фрегат соответствует современным стандартам вооружения? Какова его стоимость? Означает ли ввод очередного корабля начало курса на милитаризацию? На эти вопросы мы попросили ответить военных экспертов.

Необходимы ли сейчас корабли данного типа? Военный эксперт, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков считает, что ввод данных кораблей обусловлен острой необходимостью замены концептуально устаревших кораблей советского времени. Приводит эксперт и основные критерии, отличающие современные образцы техники, необходимые для обеспечения обороноспособности страны:

— Возраст поколения используемых сейчас кораблей — порядка 35— 40 лет. Хотя они находятся в хорошем техническом состоянии, по сути дела 100% кораблей дальней зоны Черноморского флота полностью боеспособны и могут выполнять ряд задач, но концептуально и по системе вооружения эти корабли устарели. Новое поколение кораблей отличается от поколения 80-х годов тем, что у них имеется особая форма корпуса, снижающая радиолокационную заметность; на них задействованы принципы построения системы вооружения, основанной на установках вертикального пуска, позволяющих применять разные виды оружия; обязательно наличие вертолетов даже на кораблях малых классов; новые информационные системы управления. Корабли советской постройки до сих пор сохраняют свой потенциал, они способны оказывать влияние на ход вооруженной борьбы на море, но они уже концептуально устарели, и на смену им должны придти новые. «Адмирал Григорович» как раз из поколения новых кораблей, которые идут на смену.

Независимый военный эксперт Прохор Тебин отмечает, что на ввод в строй кораблей данного класса повлияло тяжело проходящее строительство принципиально нового корабля проекта 22350. А проект 11356, к которому относится «Адмирал Горшков», уже проверен зарубежными партнерами (корабли данного класса поставлялись Индии):

— Российский ВМФ и особенно Черноморский флот, куда и пойдёт «Адмирал Григорович», остро нуждается в кораблях подобного класса для выполнения задач в морской зоне, — рассказал эксперт Sobesednik.ru. — Это корабль класса «фрегат», более простой и дешёвый по сравнению с фрегатами проекта 22350, головной представитель которого — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — недавно прибыл на Северный флот для прохождения государственных испытаний. Строительство проекта 22350 как корабля принципиально нового и оснащенного новейшей аппаратурой и вооружением шло тяжело и медленно, и поэтому для скорейшего получения кораблей данного класса для пополнения флота было решено начать строить корабли проверенного экспортными контрактами и хорошо освоенного проекта 11356.

Поинтересовались мы у экспертов и наличием кораблей данного типа у передовых военно-морских держав, а также тем, насколько российские образцы будут конкурентоспособными и есть ли у них преимущества перед конкурентами.

— Аналогов у американцев сейчас как таковых нет. У европейцев можно назвать класс La Fayette (французского производства), но корабли из-за финансовых соображений вышли недовооружёнными, — говорит Прохор Тебин. — «Адмирал Григорович» — вполне неплохой корабль. Он вооружен нашумевшим ракетным комплексом «Калибр-НК», зенитным ракетным комплексом «Штиль» в вертикальных пусковых установках, вертолётом. Корабль мощный и современный, но сравнивать с проектом 22350 его нельзя: «Адмирал флота Советского Союза Горшков» — корабль другого уровня.

[:image:]

Константин Сивков считает важным, что новейшие ракеты «Калибр» можно размещать и на фрегатах типа «Адмирал Григорович», и на кораблях меньших размеров. Это даст возможность рассредоточить ударные ракетные комплексы и обезопасит флот от разовой потери таких вооружений при уничтожении нескольких больших кораблей:

— Наши корабли — фрегаты и малые ракетные корабли — оснащаются ракетными комплексами «Калибр». Что он собой представляет, хорошо продемонстрировала недавно Каспийская флотилия. Я хочу обратить внимание на то, что американская концепция предполагает использование ракет «Томагавк» на крупных кораблях класса «эсминец» и «крейсер», у нас же пошли по пути размещения аналогичных ракет и на малые корабли, — продолжает эксперт. — Достоинство нашей концепции в том, что мы можем, используя большое количество малых кораблей с небольшим количеством ракет, организовать более устойчивый потенциал по использованию стратегического неядерного оружия. Кроме того, эти ракеты могут быть оснащены и ядерными боеголовками.

Эксперты не называют точную стоимость кораблей данного класса. Мы можем лишь вспомнить о поставках фрегатов Talwar для Индии, цены на которые приводились в СМИ. Однако заметим, что хоть корабли эти и являются однотипными с российским фрегатом, информация эта точной не будет: корабли, строящиеся для отечественного флота, имеют совсем другой состав вооружения и оснащения.

[:image:]

Константин Сивков сравнивает цену кораблей данного типа с другими классами:

— По стоимости могу сказать, что фрегат — это половина стоимости эсминца и треть стоимости крейсера. Сколько это в миллионах, я сейчас не могу сказать. Из-за скачков курсов валют цифры не будут корректными, и можно лишь относительными показателями оперировать.

Отвечая на вопрос о том, означает ли ввод очередного корабля начало курса на милитаризацию, Сивков сравнивает новые фрегаты с советскими сторожевыми кораблями, отнюдь не являющимися основными ударными силами флота, к которым принадлежат авианосцы, крейсеры и эсминцы:

— Ни о какой милитаризации, конечно, речь идти не может. Корабли класса «фрегат» соответствуют советским кораблям, которые относились к классу сторожевых кораблей. При водоизмещении 4,5 тысячи тонн примером может быть большой противолодочный корабль проекта 61-ЭМ. Это корабли со схожим водоизмещением. Сейчас только находятся в разработке корабли с большим тоннажем — эсминцы типа «Лидер». Ни о какой милитаризации речь не идет, — подытоживает эксперт.

Вопросы о стоимости кораблей и о задачах, которые они должны решать, мы направили и в Министерство обороны РФ. За полторы недели, что готовился материал, официальные ответы на них так и не получены.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика