Суд над Надеждой Савченко: приговор уже написан?

Sobesednik.ru побывал на заседании по делу Надежды Савченко, одного из самых громких судебных разбирательств 2015 года

Фото: Украинская лётчица Надежда Савченко // Виктория Савицкая

Sobesednik.ru побывал на заседании по делу Надежды Савченко, одного из самых громких судебных разбирательств 2015 года.

Перенесли ради Патриарха…

Судебные заседания проходят в основном три раза в неделю: по понедельникам, средам и четвергам. В эти дни здание суда – в самом центре города – оцеплено сотрудниками полиции. Но иногда заседания переносят: к примеру, слушание, которое должно было состояться 14 октября, сдвинули на 15-е: во вторник в Ростовскую область приехал Патриарх Кирилл и все основные силы полиции были задействованы на этом визите.

Каждое заседание длится примерно 7 часов. Перерывы недлинные, и в эти минуты обвинение куда-то быстро испаряется в коридорах суда, а адвокаты с «группой поддержки» Савченко выходят на улицу, чтобы обсудить происходящее, перемыть кости обвинению и дать комментарии журналистам.

Аншлага уже нет

– Вы приехали к Савченко? – заинтересовался таксист, который вез меня на восьмое заседание суда. – Расскажите, что там происходит: телевизор некогда смотреть, а журналисты сюда перестали приезжать… Вот в первые дни их было м­ного…

Собственно говоря, этого-то и боялись адвокаты, когда стало известно, что дело будет рассматриваться не в Москве: что процесс замолчат.

[:image:]

– Первые дни здесь был аншлаг: желающие поприсутствовать в один зал не умещались – их рассаживали в трех залах, где велась трансляция заседаний. Сейчас все свободно умещаются в одном, но некоторые, по желанию, проходят туда, где трансляция, – рассказал мне на входе в суд один из приставов.

Когда мы вошли в зал суда, адвокат Николай Полозов перебросился парой фраз с Надеждой (она уже находилась в зале, в клетке). Савченко, увидев журналистов, заулыбалась. Правда, представителей СМИ было немного: все-таки путь в Донецк неблизкий, да и остановиться тут особо негде.

Верный друг

Родных подсудимой в зале суда не было: маме Савченко уже 78 лет, она была на первых заседаниях и собирается приехать на оглашение приговора – мотаться из Киева ей тяжело, а сестра Надежды Вера пока не имеет права посещать суды, так как является главным свидетелем со стороны защиты. А 13 октября пришла неожиданная новость – ей закрыли въезд в Россию аж на 5 лет.

Зато ни одно судебное заседание старается не пропускать близкий друг и помощник Надежды как народного депутата (так он представился. – Sobesednik.ru) Олег Мезенцев.

– Здесь с ней хоть обращаются нормально. Конвой вежливо разговаривает, и мне с ней поговорить разрешают в перерывах между заседаниями. А в Москве знаете как было? Ей запрещали разговаривать на родном украинском языке, оскорбляли... Да и на судах в Москве мне нельзя было к ней даже подойти. Но вы же видите – ей нужно общение. Иногда нам даже разрешают свидания в СИЗО, – делится Олег.

И правда, видно было, как Надежда обрадовалась, увидев Олега в зале суда. Приходит поддержать Савченко на процессе и консул генконсульства Украины в Ростове-на-Дону Александр Ковтун.

[:image:]

Надежда выглядит молодцом: даже успела поправиться после голодовки. Во время долгих заседаний она то пишет адвокатам записки, то ставит автографы на книгах, которые попросил подписать консул Украины, то... делает поделки из бумаги и клея ПВА. Так за несколько заседаний Надежда смастерила «кактус в гор­шочке».

Свидетели

Главные факты, которые суд собирался установить на заседании 12 октября – в какое именно время летчица попала в плен ополченцев из батальона «Заря» (до или после убийства российских журналистов), чем занималась Савченко в зоне конфликта и как она попала в Россию. На заседание были приглашены два свидетеля со стороны обвинения. Они, по версии следствия, видели Савченко 17 июня 2014 года, когда она попала в плен.

Обвинение упирает на то, что Савченко была наводчицей и поймали ее около часа дня, как раз тогда, когда журналисты уже попали под артобстрел, потом она сбежала из плена и сама пересекла границу.

Защита, естественно, утверждает обратное – в момент гибели журналистов Савченко была уже у сепаратистов. И это указано в распечатках биллинга ее мобильных телефонов. Да и границу она не сама перешла – в Россию ее перевезли ополченцы, по утверждению Савченко, и передали «кому надо».

Первым суд допросил ополченца из ЛНР Александра Жаббарова. Он под позывным «Гном» принимал участие в бою с ВСУ и 17 июня находился в окопе на разделительной полосе дороги Луганск – Счастье (как раз в тех краях, где и погибли Корнелюк и Волошин).

– Где-то около часа дня я отхожу с позиций, а они идут. Я подошел поинтересоваться... вот она оказалась, – сказал Александр и махнул рукой в сторону Савченко.

[:image:]

Ни часов, ни телефона у ополченца не было, и время, когда видел пленных, он определил... по солнцу.

Второй свидетель – зам. министра здравоохранения ЛНР Игорь Соляник (летом 2014-го был командиром разведпод­разделения) – рассказал более подробную историю: Савченко он увидел в интервале с полудня до часа дня, она находилась вместе с другими пленными, которых было до 10 человек.

– Она сказала, что она стрелок и корректировщик огня, – рассказал суду Соляник. – У нее, помимо двух мобильных телефонов, рации и бинокля, была еще и полевая карта, на которой было что-то подчеркнуто, подписано, обведено.

Плотницкий – похититель?

Пока свидетелей допрашивало обвинение, заседание шло спокойно: свидетели по большей части отвечали неуверенно и односложно, трое судей молча слушали, а Надежда периодически переговаривалась с адвокатами. Но как только очередь задавать вопросы дошла до защиты – тут-то и начался драйв: прокуроры мешали адвокатам задавать вопросы («не по существу») и не упускали случая сделать замечания. Адвокаты же бурно требовали, чтобы их не перебивали.

Давали право задавать вопросы и самой Савченко, но ответов, которые бы ее удовлетворили, она не получила, поэтому жестко заявила судьям:

– Это пешки, приведите сюда того, из-за которого меня здесь держат!

[:image:]

Савченко имела в виду Игоря Плотницкого, нынешнего главу ЛНР, который был командиром батальона «Заря» как раз тогда, когда Надежда попала в плен. Ранее сам Плотницкий давал письменные показания, в которых утверждал, что лично поручил отпустить летчицу из плена, но Савченко уверяет, что именно он и передал ее России.

К слову, Плотницкий уже согласился свидетельствовать против Надежды в случае, если суд его вызовет для дачи показаний.

Все предрешено?

– Мы уверены, что приговор давным-давно готов, лежит у судьи в столе и туда остается только дату проставить. Вы же видели, с каким скучающим видом судьи слушают доказательства, которые зачитывает обвинение, – сказал мне Николай Полозов.

Но адвокаты не отчаиваются. Защита уверяет: у них есть «козырные» доказательства невиновности Савченко. А какие – пока секрет.

Полозов, кстати, почему-то твердо уверен: сейчас Надежду формально осудят (а если неформально, то ей грозит максимум 20 лет. – Sobesednik.ru), а потом непременно обменяют. Оптимистично, учитывая, что вопрос об обмене Савченко не раз безрезультатно поднимался украинской стороной.

/детали дела

2014-м Надежда принимала участие в боевых действиях в качестве добровольца батальона «Айдар» с позывным «Пуля», оставаясь действующим офицером ВСУ. Она уверяет: во время боев у поселка Металлист под Луганском она попала в плен к ополченцам незадолго до убийства журналистов, а значит, непричастна к их гибели.

Савченко уверяет: она была насильственно вывезена с территории Украины – с мешком на голове и в наручниках. На территории РФ похитители передали ее «лицам в камуфляжной форме». Савченко также заявила, что опознала в лидере ЛНР Игоре Плотницком одного из похитителей, руководившего ее передачей сотрудникам ФСБ на границе Украины и России.

Совсем другая версия у обвинения: после того как Савченко сбежала из плена, она самостоятельно пересекла российскую границу под видом беженки без документов и была задержана на территории РФ в соответствии с российским законодательством как подозреваемая по уголовному делу об убийстве российских журналистов. В сентябре глава СКР Александр Бастрыкин уверял общество: следствие располагает сведениями, что Надежда Савченко провела в России 3 дня до своего задержания и даже лично подала заявление в ФМС России с просьбой выдать ей справку, подтверждающую личность.

В конце июля Надежду Савченко, обвиняемую в пособничестве в гибели российских журналистов Игоря Корнелюка и Антона Волошина, а также в незаконном пересечении российской границы, перевезли из Москвы в новочеркасское СИЗО-3. Теперь ее дело рассматривается Донецким горсудом Ростовской области: по версии обвинения, именно в этих краях Савченко незаконно пересекла границу Украины с Россией.

Другие новости по теме читайте на странице Украина.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика