"Китайцы считают Дальний Восток своим, Россия его захватила"

Чтобы понять, что ждет отношения России и Китая, Sobesednik.ru побывал в Пекине на военном параде и форуме BIEF-2015

Фото: Владимир Путин и Си Цзиньпин // Global Look Press

Чтобы понять, что ждет отношения России и Китая, Sobesednik.ru побывал в Пекине на военном параде и форуме BIEF-2015.

Начало осени выдалось у столицы Китая насыщенным: она приняла великолепный парад Победы (в честь 70-летия окончания Второй мировой и поражения Японии), «великого диктатора» Путина (это местные его так называют, правда, с уважением), масштабный экономический форум BIEF-2015 (давший старт строительству нового Шелкового пути) и даже корреспондента Sobesednik.ru, которая и мудрых китайцев слушала, и их вонтоны кушал­а.

Йебинь – парад

В первые дни сентября Пекин жил парадом. И толь­ко им. И хотя было ясно с самого начала, что весь мир демонстративно проигнорирует этот слет диктаторов (мои знакомые китайцы так и не смогли определиться, кто из диктаторов самый диктатор – в своем их восхищает мудрость, в нашем могущество, Лукашенко особо впечатления на них не производит), Си Цзиньпин отдал приказ удивить своим (и нашим общим) праздником именно весь мир.

Конечно же попасть на этот парад простым людям было невозможно. Даже на подступы. Несколько дней и ночей, не покладая проворных рук, возводили вдоль всего маршрута парада оборонительные укре­пления – не просто решетки, встав за которыми можно было бы все видеть и не тревожить Си Цзи­ньпина, а настоящие глухие стены, метра три в высоту. Хотя стены им и привычнее возводить. Парадная стена совсем немногим уступала в размахе Великой, а по степени устрашения не уступала ничем.

[:image:]

Самая большая в мире достопримечательность – Запретный город – стала буквально запретной, так как одним своим входом была недалеко от трибун. По той же причине закрыли в центре почти все самое основное (даже уличным торговцам скорпионов было не велено выходить из домов), но оставили пекинцам прекрасные сады великолепных дворцов (повезло, что они совсем уж на окраинах).

[:wsame:]

– Есть ли у вас проблемы какие-нибудь в республике? – спросила я у пожилого фото­графа, который с удовольствием бесплатно снимал в садах Летнего дворца белых людей.

Он вздохнул, заверил, что в Китае все отлично и что только пяти процентам китайцев чуть-чуть тяжело, и тут же рас­прощался.

Тем временем с наступле­ние­м темноты в городе закры­ли все аэропорты, все станции метро (ровно в 21:00), все автозаправки, на вокзал пуска­ли только по паспорту (причем у иностранцев его не спрашивали), запретили пользоваться такси почти во всех районах, а в некоторых – и выходить на улицу. Ог­раничили интернет. На город надвигался парад. От него хотелось хоть на стену лезть. Великую Китайскую. Но проезд к ней тоже закрыли накануне.

Шанье – бизнес

И пришел парад, и взошло солнце, да такое, что выглядело словно искусственным, мейд ин Чайна. В деловом центре Пекина открылся экономический форум BIEF-2015, который должен был показать, что у нас с Китаем не только дружба (как на параде), но и бизнес.

В Пекин на солнышко съеха­лись почти все российские регионы, представленные гу­бернаторами или другими важ­ными шишками. Каждый под­писывал с китайской сто­роной соглашение о каком-то крутом проекте. Всего их наподписали на полмиллиарда евро! Из них 350 млн досталось одному только цементному заводу в Пензенской области.

[:image:]

– А мы подписываем мемо­рандум на строительство круп­ной магистральной дороги «Онега», которая будет замы­каться на Шелковый путь, – рассказывал мне карельский губернатор Александр Худи­лайнен. – Также китайских инвесторов очень интересуют полезные ископаемые, драго­ценные кам­ни. Вообще мы со всеми дружим, но, учитывая западные санк­ции и все про­чее, вслед за президентом поворачиваемся на Восток…

Поворачивался на Восток в этот праздничный день и… Запад. Среди прогуливающихся в ожидании подписания кон­тракта по бизнес-центру я заметила Тийта Вяхи – бывшего премьер-министра Эстонии!

– А вы тут что делаете? – Я решила, что перегрелась на китайском солнце. – Это же российско-китайский форум! А с Эстонией у нас вообще санкции!

[:wsame:]

– Так лично я же хорошо отношусь к России! – отбился Вяхи. – Я еще с Черномырдиным и Примаковым дружил. Если будем решать проблемы оружием, силой, то никогда прав­ды не найдем. Надо разговаривать с людьми, договариваться, как я это делал с Егором Гайдаром…

Однако на форум он приехал все же не мирить Россию и Евросоюз:

– Мы тоже хотим в Шелковый путь! Пусть он не заканчивается на России. А отношения ваши с Евросоюзом наладятся, как я полагаю, уже через 2 года.

Россия и Китай подумали да и впустили его в Шелковый путь. Сразу же после этого Эстония заявила, что не будет возводить на границе стену с Россией. Авось отношения и правда наладятся уже всего через два года.

[:image:]

Окинг – мир

– Надо забыть про любую дружбу в отношениях между государствами, – нарушил эту благостную атмосферу орга­низатор BIEF-2015 и из­вестный экономист Руслан Гринберг. – Это мы в начале 1990-х думали, что есть благостный мир, дружба-жвачка и все такое. У всех свои интересы. Сейчас у нас с Китаем они совпадают по ограничению монополии США в политических делах. С Китаем мы партнеры.

[:wsame:]

– А Путин говорит – друзья.

– Это формулировки скорее для внутреннего применения – показать, что мы не одни в мире, что очень важно в текущей ситуации.

Наш разговор слушал один китаец, который работал на форуме переводчиком. Слушал да китайскую лапшу кушал: в одной руке держал палочки, а в другой – вилку.

– Так быстрее, – пояснил он. – Жизнь такая, надо приспо­сабливаться. Вообще китайцы боятся инвестировать в Россию, потому что у вас коррупция, как у нас. Мы Аме­рику больше любим, чем Россию. А с Россией китайцы, потому что очень хитрые: смотрят во все стороны, с кем дружить. Китай больше всего интересует в России лес, нефть, газ, руда. Мы все это освоим и будем продавать нашу продукцию по всему миру.

– Может, вообще хотели бы получить кусочек земли от России навсегда?

– Конечно, это естествен­ная, последовательная задача. Сна­чала освоим, а потом… Китайский народ считает даль­невосточные земли своими. Ваши цари их захватили.

[:wsame:]

– Путин вряд ли когда-нибудь отдаст вам землю насовсем.

– Китайцы хитрые: на этом этапе молчим, ждем исторического шанса. Он обя­зательно будет: когда Россия совсем ослабеет и перестанет считаться великой державой. Но вы не переживайте: китайские мужики очень прилежные, работящие, непьющие. В эми­грации они женятся на русских девушках, создают семьи. Потом все русские превращаются в китайский народ. Китайцы очень хитрые. Поэтому 5000 лет и выжили, и до сих пор живем.

Страшно стало мне от таких признаний. Я сбежала с форума с друзьями-китайцами, которые в честь окончания парада решили весь вечер бренчать во дворе на гитаре.

– Давай тебе наше любимое споем! – они заиграли две до боли родные мелодии. – Эх, жаль, слова только на китайском знаем. Да еще и мелодии вечно путаем. Начинаем с «Катюши», а заканчиваем «Подмосковными вечерами». Или наоборот. И как вы их не путаете?

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика