"Санкционная машина запущена, и её уже не могут остановить"

Новая порция беспричинных санкций против России загоняет мировую общественность в тупик, заявил политолог

Фото: Санкционная война быстро не закончится, уверен политолог // Замир Усманов / Russian Look

Новая порция беспричинных санкций против России загоняет мировую общественность в тупик, заявил политолог.

Ранее Sobesednik.ru писал о планах ЕС по продлению антироссийских санкций до 15 марта 2016 года с целью надавить на Москву и добиться выполнения минских договорённостей о прекращении огня. Позднее стало известно, что американцы ввели санкции против нескольких российских оборонных компаний, которые, по версии США, нарушили закон о нераспространении ядерного оружия в отношениях с Ираном, КНДР и Сирией.

О новом витке санкционной войны Sobesednik.ru поговорил с доцентом кафедры мировой политики факультета международных отношений СПбГУ Дмитрием Барышниковым.

— Продление европейских санкций и американские санкции против наших оборонных компаний — это вещи одного порядка?

— Это продолжение одной и той же истории. Другое дело, что это какого-то продуктивного результата иметь не будет. В этой игре победителей не будет, потому что санкции объективно ухудшают инвестиционный климат, разрывают традиционные партнёрские связи в экономическом и других секторах. Их восстанавливать будет очень трудно, а все в глубине души осознают, что восстанавливать их рано или поздно придётся. Поэтому процесс этот носит затяжной характер, постепенно скатывающийся во всё более тупиковую ситуацию.

— Но разве санкции не ускоряют достижение минских договорённостей?

— Ускорить выполнение минских договорённостей путём давления — это не тот случай. Если рассматривать официальную точку зрения Киева, то Россия не выполняет минские договорённости. Как тогда может помочь экономическое давление? Если сейчас российское руководство под новым витком санкций пойдёт на якобы какое-то выполнение минских договорённостей, оно тем самым обесценит все предыдущие шаги. Это будет как минимум непоследовательно, а на самом деле — провально. Поэтому усиливать санкции без доказательств невыполнения договорённостей просто бесперспективно. Одних слов украинского президента здесь недостаточно. Когда говорят, что Россия не выполняет минские договорённости и поэтому мы усиливаем санкции, тут надо, что называется, выложить аргументы на стол. Тогда всем всё будет понятно, в том числе и в России. А когда просто придумывается новая порция санкций, а затем уже повод, по которым ограничения были введены, это путь не самый перспективный.

[:wsame:]

— Мы действительно можем быть замешаны в создании ядерного оружия в Сирии, Китае и Иране, на чём настаивают американцы?

— Если бы я знал точные ответы на такие вопросы, которые относятся к государственной тайне, я бы интервью так просто не раздавал. Могу лишь предположить, что эти американские секторальные санкции, направленные на стратегические предприятия, более чувствительны, чем санкции ЕС. Хотя аргументация примерно того же уровня. Всем хорошо известно, как американцы умеют раскрутить пропагандистскую машину и обвинить кого угодно в чём угодно. Но такие вещи нужно очень серьёзно обосновывать, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, что санкции введены по делу.

— В нашем МИДе пообещали, что Москва примет ответные меры в связи с новыми американскими санкциями. А что мы можем сделать в ответ?

— Это могут быть санкции персонального характера. Расширить список лиц, попавших под санкции, или предприятий, работающих в России. Но ответные меры будут неизбежны. В мировой политике иначе не бывает.

[:image:]

— Подозреваю, что для американцев это не так болезненно, как для нас. Американские чиновники, например, не рвутся в Россию.

— Может быть. Но для тех, у кого здесь есть бизнес-интересы, это будет серьёзным ограничением. Таких людей, возможно, не очень много, но у них могут быть значительные интересы.

— Такое впечатление, что мы начинаем привыкать жить под санкциями. Новые санкции нас не удивляют, продление старых — тем более. Вы вообще видите конец этой санкционный войне в обозримом будущем?

— Пока не вижу. Ситуация вокруг Украины здесь, конечно, ключевой вопрос. Но мне кажется, что даже если наметится какой-то положительный сдвиг — выборы или особый статус ЛНР и ДНР, — санкционная война так быстро не закончится. Любую войну проще начать, чем завершить. Именно поэтому не хочется, чтобы это так быстро развивалось. Выходить из этого режима будет трудно всем сторонам.

— Есть мнение, что это не закончится, пока в РФ не сменится политический режим.

— Это настолько же справедливо, насколько мнение о том, что это не закончится, пока в Америке не произойдут выборы президента. Здесь возможны различные ситуации. Смотря, что называть режимом. Это же не санкции лично против Путина.

[:wsame:]

— Против друзей Путина, как считают некоторые.

— На этом уровне уже начинаются спекуляции. Кого-то там американцы записали в друзья Путина и воюют против них, надеясь тем самым вызвать акции гражданского неповиновения, смену режима. При этом сами они признают, что рейтинг российского президента остаётся стабильно высоким. В чём же тогда логика их действий? Ведь действовать против сильного легитимного лидера — это значит ещё больше увеличивать его поддержку со стороны населения.

— Получается, санкционная машина запущена, и её просто не могут остановить?

— Вот. И большую роль здесь играют СМИ, которые очень чутко реагируют на все изменения, отчего любой политический факт — даже ничтожно малый или ложный — всё равно оставляет свой след в информационном пространстве и влияет на реальные вещи.

Другие материалы об экономическом противоборстве России и Запада читайте на странице Санкции и продукты.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика