Иван Демидов: после автокатастрофы – на работу в Кремль?

Sobesednik.ru узнал тайны биографии бывшего замминистра культуры Ивана Демидова и выяснил детали его нового проекта

Фото: Иван Демидов // РИА «Новости»

Sobesednik.ru узнал тайны биографии бывшего замминистра культуры Ивана Демидова и выяснил детали его нового проекта.

Стало известно, что бывший рулевой «Музобоза» ведет переговоры с Кремлем о создании Фонда развития современного искусства. Чтобы понять, каким власть видит это искусство, надо разобраться, кто такой Демидов. Бывший телевизионщик? Бывший чиновник? Бывший… кто?

Бывший товарищ

– Он, конечно, и в школе выделялся, был лидером, – рассказала «Собеседнику одноклассница Демидова Ирина Филатова. – И папа у него был каким-то начальником, и сам он в комсомоле был самым первым, участвовал в телевизионной передаче «Товарищ».

Отец Ивана в начале 80-х получил пост зам. министра связи страны, и вся семья перебралась в Москву. Но детская телестудия «Товарищ» действует в Самаре до сих пор.

[:wsame:]

– Ванюша нам обязательно поздравления на юбилеи присылает. Сам даже как-то приезжал, – похвастались в городском дворце детского и юношеского творчества.

– Когда я говорю, что такое телевидение, я вспоминаю не «Музобоз», – признался как-то и сам Демидов. – Я вспоминаю весенний день, когда четвероклассником пришел на конкурс в телестудию «Товарищ», и этот момент определил всю мою жизнь.

– Он был активным студийцем, участвовал и в этюдах, и в спектаклях, – рассказал младший товарищ Демидова правозащитник Александр Брод. – Когда я был юнкором, наш редактор Лилия Тарасова в разговоре об именитых выпускниках всегда отмечала, что Иван работает осветителем на «Что? Где? Когда?»

Бывший осветитель

– Не помню, откуда он у нас в «Что? Где? Когда?» взялся, но он сразу обратил на себя внимание, – говорит Анатолий Лысенко, который в 80-е годы работал в руководстве Главной редакции программ для молодежи Центрального телевидения. – Он постоянно что-то предлагал, что-то абсолютно нереальное, с чумой. Другие осветители были великолепными организаторами пьянок, постоянно предлагали какие-то поводы для отмечания, а Ваня предлагал еще и что-то новое по оформлению, по ведущему, по рубрикам. И обязательно все это было необычно. Первая реакция: «Иди ты... занимайся осветительными приборами!» А потом думаешь: «Что-то в этом есть!» Помню, даже Ворошилов как-то сказал: «Слушай, этот белобрысый – интересный парень». А Ворошилову понравиться было непросто.

[:image:]

– Иван сразу бросился в глаза тем, что вел себя не как все прочие осветители, – считает и экс-знаток Александр Бялко. – Он так же стоял за своими лампочками, но было видно, как он наблюдает за Ворошиловым, как учится у него. Да и сам Ворошилов, насколько я знаю, относился к нему не как к простому осветителю, а как к своему ученику.

[:wsame:]

– Иван действительно любил и умел учиться, – подтверждает Лысенко. – У него же после школы никакого специального образования не было, но были фантазия, энергия и трудолюбие. Помню, летим как-то в командировку в самолете. Смотрю – читает. Фейхтвангер! Зачем? «Вы, – говорит, – это уже все прошли, а мне наверстывать надо». Поэтому он и стал администратором «Что? Где? Когда?» И пошел еще дальше.

Бывший ведущий

– «МузОбоз» – это ведь его, – продолжает Анатолий Лысенко. – Этот стиль, эти очки – образ, с которым ему было интересно работать.

Работать с самим Демидовым, когда он выбился в начальники, было интересно и его подчиненным. Хотя и непросто.

– Пунктуальность – то, чему меня в первую очередь научил этот маэстро, – признался работавший у Демидова на ТВ-6 Отар Кушанашвили. – Если сотрудникам было сказано, что собрание – в понедельник в 9:00, это значит, что, если ты опаздываешь всего на секунду, ты не уважаешь тех, кто пришел вовремя. Байки про пронзительный испепеляющий взгляд я терпеть не могу, но в случае с Демидовым у него был и остался такой взгляд, что ты навсегда забываешь про свои пороки, навсегда. Однажды, когда я был не в форме, за кулисами программы «МузОбоз» он посмотрел на меня своим взглядом и сказал: «Это закончится позором, старичок». Именно поэтому, когда у меня намечаются большие съемки, я за несколько недель прекращаю всяческие застолья.

[:image:]

Как-то Кушанашвили заглянул к Демидову пожаловаться, что он, многодетный отец, получает незаслуженно мало:

– Демидов меня молча выслушал, сделал заметку, и тут по его глазам я понял, что он их вытер перед моим приходом: «Мама болеет. Очень тяжело». Мне стало так неловко за все свои слова. Но он сказал, что в понедельник все будет сделано (и было сделано, кстати), и спросил: «А как твоя?» Тогда, в 95-м году, он для меня трансформировался из начальника в человека с огромным сердцем. Когда катастрофически упали рейтинги, когда стало меняться руководство ТВ-6, когда людей стали выкидывать на улицу, он бился за каждого. Он жал руку и поименно обращался даже к самому затрапезному члену съемочной бригады. Он знал, что у оператора Коли на прошлой неделе разродилась супруга, как обстоят дела с нравственным обликом у дочери другого оператора, Лёни, что нового у звукооператора и как здоровье осветителя. «Запомни, – говорил он мне. – Не твоя напарница Лера Кудрявцева для тебя важна на площадке, а люди, устанавливающие свет. Если они тебя полюбят, ты переживешь любого Валдиса Пельша, потому что за тобой будет огромная армия людей, которым ты жмешь руки».

[:wsame:]

Бывший политик

– Этот свой опыт Иван Демидов перенес на работу и в «Молодой гвардии», – убежден Отар Кушанашвили. – Я приезжал в «Олимпийский», где он проводил совещание. Я сказал ему, что тоже хочу в политику, чтобы воровать огромное количество бюджетных денег. Мы посмеялись, но потом он мне ответил: «У тебя нет данных, чтобы прийти во власть и не стать ублюдком. У тебя хребет не настолько прочный, чтобы его не сломали». И глядя на огромные животы и мертвые глаза некоторых моих ровесников, я понимаю, от чего он меня уберег. Я бы стал точно таким же.

А вот Демидов таким не стал. Может, поэтому в самой «Гвардии», координатором которой он пробыл три года, его сейчас никто и не помнит:

– У нас уже сменились все, кто вместе с ним работал.

Побыл Демидов в руководстве «Единой России», работал в администрации президента, занимал пост зам. министра культуры, но и с него ушел – по собственному желанию, возглавив в январе прошлого года администрацию еще не созданного тематического парка «Россия». А потом – на целый год пропал из новостных лент...

[:image:]

В тот майский день машину Демидова на полном ходу протаранил вылетевший со встречки автомобиль. В больницу он попал в тяжелом состоянии: перелом плеча, травма колена и, главное, разбитая голова.

– Когда я узнал об аварии, проплакал всю ночь, понимая, что теперь не могу в любой момент поехать к нему излить свою душу, – вспоминает Кушанашвили. – Когда я впервые его навестил, мне казалось, он никогда не сможет даже говорить. Но этот человек – кремень.

[:wsame:]

– Когда мы с ним вместе участвовали в шоу «Последний герой», опыт спецназовца помогал Ивану нырять и прыгать, – говорит Александр Бялко. – Помог, вероятно, и тут.

– Месяцев 8–9 он в себя приходил, и, по-моему, до сих пор что-то побаливает, – рассказал Анатолий Лысенко.

Но, едва встав на ноги, Иван Демидов уже нашел себе новое дело – тот самый Фонд развития современного искусства. Наверняка там будет и патриотическая тема, и православие, и даже конъюнктурщина. Но будет и искренность. Кем бы Демидов ни был в прошлом, какие бы должности ни занимал, он при этом всегда оставался собой.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика