Как и почему путинские "фронтовики" встают в оппозицию

Чем занимается Общероссийский народный фронт и почему большей «оппозиции» России не видать, выяснял «Собеседник»

Фото: «Форум действий» ОНФ // onf.ru

Чем занимается Общероссийский народный фронт и почему большей «оппозиции» России не видать, выяснял «Собеседник».

Еще пару лет назад Общероссийский народный фронт (ОНФ) считался «народным» заменителем партии власти: вместо «жуликов и воров» – простые люди «от сохи», не меньше любящие президента. Однако чем дальше в кризис, тем больше Народный фронт подменяет собой уже не «Единую Россию», а оппозицию.

«Немцов убит, остальные беспомощны»

Сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов в одном из недавних интервью так и назвал фронт – «оппозицией неэффективной системе управления в стране». На это можно презрительно фыркнуть: мол, как порождение системы может ей же противостоять? А можно прислушаться, особенно в преддверии выборов 2016-го. Некоторые считают, что к началу думской кампании ОНФ подомнет под себя оппозицию (хотя бы системную), включая ЛДПР и СР («Патриоты России» и «Родина» уже присоединились), и станет частью двухпартийной системы.

– В Кремле давно мечтают создать такую, – считает депутат ГД, глава юротдела цк КПРФ Вадим Соловьев. – Правую часть уже выстроили – это ЕР. Левую никак не могут – эсеры не справились. Теперь это пытаются сделать с помощью фронта. Но система, разрывающая себя на-двое, не выстоит. Эта игра рассчитана на низкую правовую культуру российского общества. Наши сторонники на это не купятся. Они прекрасно понимают, что такое ОНФ. Привлечь к себе либеральный электорат в целом им тоже не удастся.

Это как сказать. Сейчас, например, в столичном отделении ОНФ проходит ротация. К удивлению, среди потенциальных участников фронта я обнаружила и группу предпринимателей, когда-то бывших завсегдатаями Болотной.

[:wsame:]

– Мы, наверно, присоединимся, иного пути реализовать протест я сегодня не вижу, – признался один из бизнесменов. – Либеральная оппозиция уничтожена властью: Удальцов и Навальный нейтрализованы, Немцов убит, остальные беспомощны. А ОНФ сейчас активно критикует и Собянина, и министров. Если не замечать их признаний в любви к Путину, вычесть карьеристов и лизоблюдов, там есть вполне здравые люди. Правящий режим с ними не сменишь, но возможность вести продуктивную борьбу тут есть.

Губернаторов кусать можно

Один из инструментов этой борьбы «фронтовики» перехватили у Алексея Навального (хотя сами они заимствование отрицают). Но проект «За честные закупки» очевидно появился в ответ на «Роспил». И «фронтовики» стараются, чтобы их разоблачения звучали не менее громко. С тем преимуществом, что их можно озвучивать в лицо президенту. Вспомним рассказ калининградского активиста о махинациях при строительстве офисов ПФР на последнем форуме фронта.

[:image:]

На фоне проблем в здравоохранении «фронтовики» становятся активными критиками Минздрава. Они подмечают и 55 млн на улучшение имиджа ведомства, и нехватку врачей и лекарств, протестуют против сокращения финансирования онкологии, закрытия райполиклиник... Немалая часть этой критики исходит еще от одного профильного фонда ОНФ – «Здоровье».

Еще чаще, чем федеральные ведомства, «фронтовики» обличают региональные власти. Дело губернатора Сахалина, по сути, начиналось с заявлений ОНФ о его необоснованных тратах. Отставки глав Челябинской, Новосибирской и Брянской областей тоже происходили после разоблачений «фронтовиков». Большинство экспертов уверены, что ОНФ в этом плане работает исключительно по указке Кремля, «кусая» только тех, кого можно и нужно. Ведь, к примеру, коррупцию в республиках Северного Кавказа «фронтовики», кажется, не замечают совсем.

[:wsame:]

– Думаю, замечают, но это работа непубличного характера, – считает политолог Вячеслав Данилов. – Приятно было бы, если б кто-то, помимо либералов, пополоскал Кадырова. Но, конечно, при озвучивании информации «фронтовикам» приходится соотноситься с интересами Кремля. Однако не думаю, что им требуется разрешение на саму работу. Я наблюдал ситуацию в Брянске, могу сказать, что это шло не сверху, а было полностью разработкой ОНФ. В рамках фронта против губернатора действовала коалиция местных элит – силовиков, медиа и гражданских активистов весьма либеральных взглядов. Поэтому для людей оппозиционного толка фронт вполне может быть средством реализации. Но тут надо понимать, до какого предела можно дойти. Фигуры президента, политменеджеров ОНФ вроде Володина неприкасаемы. Но бороться с нелюбимым губернатором можно.

Кстати, в последнее время «фронтовики» особенно критикуют главу Свердловской области. Говорят, в этой работе их начали активно поддерживать бывшие члены региональной «Гражданской платформы».

Расчет на либералов

Последний год «фронтовики» все больше переходят на оппозиционную риторику и в социальной сфере. В рамках мониторинга исполнения майских указов президента (для этого есть Центр ОНФ «Народная экспертиза») критикуют сокращения врачей в Москве, закрытие школ, снижение зарплат бюджетников. Кстати, многие руководящие должности в структуре ОНФ по-прежнему занимают представители профсоюзов ФНПР. Хотя независимые профлидеры не считают работу фронта эффективной.

– На словах они, может, что-то и заявляют, но на практике пока ни в одной острой теме себя не проявили. Хотя мы бы не отказались от сотрудничества, – говорит оргсекретарь профсоюза «Действие» Андрей Коновал.

– Не исключаю, что им хотелось бы перетянуть на себя протестующую часть населения и управлять ею в интересах власти, – согласен и глава отделения Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» в Тольятти Петр Золотарев. – Но пока они наши проблемы никак не решают.

[:wsame:]

Аналитики считают: активность «фронтовиков» сдерживается по двум причинам. В общей критике социалки можно, во-первых, «забыться и дойти до самого верха». А во-вторых, еще и разогреть протесты.

– Задача фронта – канализировать нарастающее недовольство, указывать виноватых – это мэры, губернаторы, иногда министры, – говорит политолог Павел Салин. – При этом с политическими, «несистемными» протестующими фронт работать не станет. Но с теми, кто рационально недоволен – пробками, дорогами, медициной, – ОНФ все-таки будет сближаться. Сейчас, например, сменилось руководство столичного ОНФ, и это сделано именно с прицелом привлечь либеральную аудиторию.

Сопредседателями московского отделения стали ректор ВШЭ Кузьминов и депутат ГД Лысаков. Последний подтвердил, что в ОНФ найдется место носителям разных взглядов.

– Мы давно отошли от той бюрократической практики, когда во фронт вступали целые заводы, профсоюзы. Зонтичная структура ОНФ открыта для всех, – говорит Вячеслав Лысаков. – Участие стало более индивидуальным: человек может представлять организацию или быть просто активным гражданином. В том числе и оппозиционером, хотя критики ради критики нам не нужны. Но если человек может еще и решать проблему, работать на результат, ему у нас будет комфортно независимо от взглядов. При этом сам ОНФ, конечно, не может быть оппозицией. Хотя бы потому, что его возглавляет президент. Это было бы абсурдно.

Но этот парадокс как-то все больше размывается и отходит на второй план. Как сказал г-н Бречалов, «мы оппозиция не президенту», а тем людям, которые неправильно тратят госденьги. А у этой обширной группы людей найдется немало противников, которые со временем действительно могут сделать фронт «левой рукой» Кремля.

/Факты

ОНФ создан в мае 2011-го, хотя учредительный съезд, на котором лидером фронта был избран президент Путин, прошел летом 2013-го. К тому времени рейтинг «Единой России», по оценкам Левада-Центра, переживал рекордное падение – до 34%. В нынешнем созыве Госдумы 87 депутатов из 450 – участники ОНФ. Представители фронта четыре раза в год встречаются с президентом в рамках профильных форумов (ближайший, по здравоохранению, состоится в июне). В прошлом году был впервые проведен медиафорум ОНФ – площадка для поддержки СМИ, оппозиционных региональным властям.

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика