Демилитаризация России – козырной туз в рукаве у Путина

Обозреватель «Собеседника» рассуждает о реальных перспективах реформирования экономики РФ в условиях продолжения санкций

Фото: У Путина козырей полный рукав, но первым надо использовать сразу туза, который преграждает дорогу остальным // Russian Look

Обозреватель «Собеседника» рассуждает о реальных перспективах реформирования экономики РФ в условиях продолжения санкций.

Недавно профессор Колумбийского университета Чарльз Коломирис сказал: «Туза в рукаве у Путина нет и быть не может». Это он о том, что, дескать, Россию ждет гарантированный экономический крах из-за падения цен на нефть и невозможности диверсифицировать экономику.

Ох уж мне эти околобанковские экономисты! Ещё Генри Форд говорил об их хозяйственной никчемности. Они только и умеют, что вгонять предприятия в кредитную кабалу.

На самом деле у Путина целая колода козырей в рукаве. Ведь производительность труда народа вырастает не из массы набранных кредитов, а из оптимизации процесса производства средств удовлетворения человеческих потребностей. А тут у России просто масса возможностей. Дабы не раздувать эту заметку до размеров брошюры, я ограничусь только парой российских резервов.

[:wsame:]

Оптимизация качества российских товаров

Мы уже стали привыкать к тому, что современный товар очень мало служит. Что в него заложен плановый износ и непригодность для ремонта. К примеру: если советская водогрейная колонка служила по 30–40 лет и была ремонтопригодной, то нынешняя — работает 5–7 лет и всерьёз не ремонтируется. Если советская рубашка выдерживала 15–20 лет носки, то нынешняя — через год по всем швам разлазится и по живой ткани рвется.

Да, нынешняя продукция вдвое удешевлена за счет экономии материала. Но и служит она впятеро меньше. А значит, обходится населению вдвое дороже долговечной продукции. Из чего следует: оптимизация качества товара способна, за счет уменьшения затрат народа на промтовары, значительно поднять уровень социальной удовлетворенности людей.

Да и для российских производств выпуск долгоработающего товара является конкурентным преимуществом. Ведь одноразовый товар экономит дефицитное сырье за счет перерасхода человеческого труда. Что вполне разумно для стран Юго-Восточной Азии. Где сырья не хватает, а рабочих рук избыток. Но в России всё наоборот! Тут сырья хватает. А не хватает именно человеческого труда.

[:wsame:]

Да и с экологической точки зрения одноразовая продукция пагубна для природы. Ведь её производство, по сути дела, переводит природные ресурсы в мусор. Вон, уже все океаны покрыты пластмассовым крошевом. Да так, что из этого пластмассового мусора уже целые острова собираются. А Китай из-за промышленных выбросов уже не имеет ни чистого воздуха, ни чистой воды. И какая от этого человечеству польза? Мы же сами себя травим!

И неслучайно в Европе уже начался отказ от одноразового товара в пользу прочного и ремонтопригодного. Даже смартфоны и прочие гаджеты начинают выпускать в сборно-модульном, легко ремонтируемом варианте.

Так что возврат России к нашему традиционному подходу к удовлетворению потребностей через долговременный товар произойдет просто и быстро. Ведь россияне ещё не забыли, как это делается.

[:wsame:]

Рационализация сбыта товаров широкого потребления

Ещё одним мощнейшим ресурсом для борьбы с экономическим кризисом является снижение торгово-транспортных потерь.

Мы как-то не обращаем внимания на работу нашей торговли. Когда мы эту систему из США копировали, то в уме держали проблемы советской торговли с её массовым дефицитом и очередями. И вот дефицита и очередей в магазинах больше нет. Но вымечтанного счастья тоже нет.

Как оказалось, нынешнее товарное изобилие есть результат недоступности товара для населения, порожденного зверскими наценками этой самой торгово-транспортной системы. К примеру, в США во времена рейганомики при кредите за 20% и норме прибыли в 10% величина средней коммерческой наценки и у производителя, и у перекупщиков составляла 40%. А товар проходил через трех перекупщиков (дилера, оптовика и мелкооптовика) и розницу. Первые три делали наценку по 40% каждый. А розница — 100%. В результате товар дорожал в 1,4х1,4х1,4х2=5,488 раза. Из-за чего производителю товаров в США доставалось всего 18% от розничной цены. Сейчас соотношение наценок иное, но сути дела это не меняет.

[:wsame:]

Эта ситуация с торговым грабежом производителей товаров послужила одной из причин бегства промышленности из США. Также это одна из причин нынешнего мирового экономического кризиса. А мы эту систему сдуру скопировали! И наша нынешняя торговля своими наценками душит и сама себя, и промышленность. Да к убийственным торговым наценкам добавилась нехватка дешёвого банковского кредита. И ситуация кажется безысходной.

Но если пошевелить мозгами, то можно заметить, что в наше компьютеризированное время продажи дорогих товаров не срочного характера — одежды, мебели, бытовой техники — можно совершать и по предоплате. А это позволяет: сократить количество торговых посредников до двух, избавиться от необходимости кредита, уменьшить торговую наценку как в оптовой торговле, так и в рознице до 20%, избавиться от затоваривания... Короче — суммарное подешевение товара при продаже по предоплате приведет к тому, что то, что в условиях выше приведенной американской схемы продавалось за 7,7 доллара, по предоплате может продаваться за 1,72 доллара!!!

Конечно, сейчас норма прибыли, стоимость кредита, фонд зарплаты и количество торговых посредников в России иное. Но суть ситуации это не меняет: переход торговли на предоплату способен творить чудеса. Он способен не просто вывести производство и сбыт российского ширпотреба из застоя, но и обеспечить приличные суперприбыли.

К слову, ныне бурно растущая торговля китайским товаром по интернету тоже базируется на предоплате. И если не начать срочно внедрять мною выше предложенную схему реорганизации торговли, то можно и опоздать.

[:wsame:]

Главный козырь Путина

Итак, оптимизация торговли и качества российского товара будут козырным королем и козырной дамой. Но чтобы этим богатством воспользоваться, нужно сперва козырной туз извлечь — он всем остальным козырям дорогу загораживает.

Речь идет о доставшейся России в наследство от СССР казарменной, повременной системе оплаты труда, суть которой состоит в полном отказе от всех форм стимуляции труда, кроме кнута.

В странах Запада для организации какого-то дела сначала ищут фанатов этого дела, для которых главным стимулом является любовь к своей работе. Затем — пускают в ход пряник и стимулируют людей возможностью хорошо заработать. И лишь после этого, если не удастся набрать фанатов и желающих честно заработать, — через кнут привлекают тех, кто работать вообще не хочет.

А в СССР признавался кнут, кнут и только кнут. Поздние большевики хотели деньги вообще отменить. Как говорил автор этой идеи Троцкий: «Вот нам не верили, что мы солдата штыком заставим воевать — а мы заставили. Мы и рабочего заставим штыком работать». Троцкий не раз говорил, что социализм — это всеобщая казарма. Не буду ударяться в эту тему — она слишком обширна. Просто ограничусь констатацией факта, что советская власть пыталась приучить население работать чисто по приказам сверху, без денежной заинтересованности. За что и была наказана. Сей эксперимент заглох на полдороге. По причине гибели советской власти от загнивания, вызванного тотальным безделием на рабочих местах из-за отсутствия у трудящихся интереса к труду.

[:wsame:]

Из России, как и со всей территории бывшего СССР, это безобразие никуда не делось. Это наш своеобразный секрет Полишинеля: все об этом знают, все в этом участвуют, но все об этом усердно помалкивают. Но хотя сия действительность прикрывается и многоуровневой защитой и самих работников, и всех уровней его начальства, она, как шило из мешка, то тут, то там выглядывает — слишком уж много у нас саботажа, чтобы его можно было бы полностью скрыть, как бы усердно мы его ни прятали.

Недавно проскочила статья о том, как на предприятии, ремонтировавшем самолеты, директор додумался простимулировать своих работников свободным временем. Он гарантировал своим рабочим, что в случае перевыполнения плана на 40% вся бригада до конца месяца может на работу вообще не появляться. Так они ему отремонтировали 7 самолетов вместо обычных пяти за 12 дней! И придирчивые комиссии приемщиков ни одного дефекта не нашли! Вот вам и основная причина троекратного отставания рабочих в производительности труда, а не технологическое отставание. Эти наши вечные вопли об технологическом отставании есть всего лишь способ прикрыть саботаж на рабочих местах. У нас в строительстве при идентичных технологиях и идентичном оборудовании шабашники успевают сделать в пять раз больше, чем работники строительных фирм на повременной оплате.

[:wsame:]

Или такой пример. Когда представители японских фирм увидели наши химкомбинаты, то они заявили, что у них бы работало в 10 раз меньше народу. Естественно, что наше начальство начало отбрехиваться демагогией о нашем технологическом отставании. Я бы мог подробнейшим образом описать, как именно саботажничают наши химики, но ограничусь замечанием следующего рода. В Одесском припортовом заводе есть два цеха синтеза аммиака. Один советской постройки, а второй — японской. Так во втором цехе работников не в 10, а в 20 раз меньше, чем в первом. А это значит, что японцы, говоря о десятикратном сокращении персонала, рассчитывали именно на нашу технологию, а не на свою. Так что нечего технологическим отставанием своё безделие прикрывать. Тем более, что какие бы передовые технологии ни закупал СССР, у нас ничто не давало тот экономический эффект, который был в местах их закупки. А значит, не в технологиях проблема.

Так может, хватит, люди добрые, на работе дурака валять? Жизнь-то ведь проходит! И коммунистического террора для тех, кто хочет сам себе своим честным трудом жизнь улучшить, давно уже нет. Так не пора ли нам начать работать и жить по-человечески!

[:wsame:]

Ведь речь идет не только о количественном, но и о качественном отставании. Давайте оглянемся назад и посмотрим: что мы затевали — и что из этого вышло. И окажется, что мы успешно провалили: Перестройку, приватизацию, реформу школы, внедрение ЕГЭ, освоение «медвежьих углов» и практически всё остальное.

Самое последнее из этого списка — война на Украине. Её никак не должно было быть. Ну не должны были жители Западной Украины броситься убивать жителей Восточной за то, что они потребовали усиления европеизации Украины. Ведь что такое федерализация? Это перенос принципов организации общества таких стран, как Германия, Бельгия, Швейцария, Канада и США! Разве есть в Украине кто-то против этого? Ясно, что нет! Так из-за чего бойня началась? А из-за того, что кто-то дал донецкому региону требовать федерализации. Но в Украине даже мало кто из интеллигенции понимает, что федерализация — это дальнейшая и реальная европеизация Украины! Это требование было выдано бюрократами Киева за какую-то потаённую российскую подлость. И западники устроили самоубийственную войну. Фактически сейчас на востоке Украины идет вероломное убийство процесса европеизации Украины.

А всё из-за чего? А из-за того, что обращение к жителям Украины делалось так, как всё у нас делается: лишь бы произвести впечатление на начальство о том, что как бы уже всё приказанное сделано. А надо было не для начальства стараться, а для тех, к кому обращаешься. Надо было украинцам доступным языком объяснять. Не о непонятной федерализации вопить, а о построении такой политической системы, как в США или Германии. Тогда бы и повода для войны не было.

Вот этот-то принцип — «Главное не дело сделать, а отчитаться», произрастающий из системы советской повременной оплаты труда, и остается главной бедой всего СНГ и России в частности. И чтобы от него избавиться, нужно вернуть большинству населения заинтересованность к труду. Это можно назвать десоветизацией или европеизацией России, или Второй столыпинской реформой. Не суть важно, как назвать. Главное — восстановить методы оплаты труда за результат. Что не только поднимет производительность труда, но и откроет дорогу к реальному обновлению России.

А там, глядишь, и остальные члены СНГ подтянутся.

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика