Губернатор Груздев не оправдывает надежд?

Прошедшая недавно «прямая линия с Владимиром Путиным» во многом была посвящена проблемам бизнеса и экономики

Фото: Владимир Груздев // gruzdev.ru

Прошедшая недавно «прямая линия с Владимиром Путиным» во многом была посвящена проблемам бизнеса и экономики.

Ряд вопросов по этой тематике прокомментировали и приглашенные в московскую телестудию руководители организаций, объединяющих представителей малого и среднего бизнеса. Президент уделил внимание этому сегменту неспроста: его развитие является одним из ключевых внутренних резервов для выхода из кризиса. Актуальность темы подтверждается и результатами недавнего заседания Госсовета, посвященного теме МСБ. Надежды, возлагавшиеся на основного докладчика, губернатора Тульской области Владимира Груздева, не оправдались: он не предложил действенных мер.

На прошлой неделе впервые за долгие годы в Кремле прошло заседание Госсовета, посвященное проблемам малого и среднего бизнеса.

[:same:]

Основной доклад представил губернатор Тульской области и основатель сети магазинов "Седьмой континент" Владимир Груздев (по версии Forbes в 2012 году он был самым преуспевающим чиновником страны). Многообещающее выступление руководителя рабочей группы Госсовета РФ Груздева и озвученные им предложения должны были стать частью поручений правительству РФ. Предприниматели ждали от него очень многого. Однако, идеи губернатора оказались таковы, что не получили поддержки.

«Наша задача — изменить отношение к бизнесу. И если целевые показатели будут достигнуты, то в каждой российской семье кто-то будет заниматься предпринимательством. И другие члены семьи будут видеть, какой сложный и непростой предпринимательский хлеб», рассказывал Владимир Груздев накануне заседания.

Ожидалось, что названные Груздевым целевые показатели, обозначат некую минимальную планку. При этом, долю малого и среднего бизнеса в валовом национальном продукте в ближайшие годы предлагалось увеличить до 45-50% (сейчас — 20%), а занятость в этом сегменте - до 35-40 млн человек" (сейчас — 25 млн). Это означает рост в полтора-два раза. Хотя сейчас тенденция обратная — рост малых и средних предприятий стремится к нулю.

Тенденцию действительно нужно переломить, но средства для достижения цели были выбраны спорные. Например, по мнению Груздева, стоит «вовлекать в бизнес с детства». Между тем, во многих странах, в том числе в России, применение труда малолетних (лиц, не достигших 14 лет) запрещено законом. Одно из основных предложений заключалось в предоставлении налоговых каникул: «льготу на два года один раз в жизни каждому гражданину, который регистрирует свое предприятие». Но такой подход чреват злоупотреблениями и уходом от налогов.

Президент Владимир Путин не оставил идею без внимания, но возразил, хотя он почти никогда на заседаниях Госсовета не прерывает докладчиков. Видимо, такое предложение его неприятно удивило.

[:rsame:]

Еще накануне заседания замминистра финансов Сергей Шаталов сомневался в том, что правительство поддержит все предложения. Например, в пакет льгот для предпринимателей предлагалось включить увеличение с 60 млн до 120 млн руб. пороговых значений по применению специальных налоговых режимов (упрощенная и патентная системы налогообложения). Но повышение пороговых значений для малого и среднего бизнеса уже предусмотрено антикризисной программой правительства, но не в части распространения на эти категории бизнеса специальных налоговых режимов, а только в отношении программ поддержки и доступа к госкредитам. Такое решение принято не только из-за желания сохранить выпадающие доходы, речь идет о создании конкурентной среды - и так уже в России порог, отделяющий малый бизнес, намного выше, чем в большинстве стран, подчеркнул Шаталов. В целом же, по его словам, подобные заявки следовало бы сопровождать подробными расчетами.

Впрочем, на деле выяснилось, что опасения экспертов не подтвердились: поддержки не получила ни одна из идей рабочей группы Груздева.

О подготовке заседания Госсовета стало известно еще в декабре прошлого года. Мероприятие, к которому готовились загодя, могло стать судьбоносным для предпринимателей всей страны. Созданный 15 лет назад Госсовет, как совещательный орган в принципе обсуждает проблемы, имеющие особое государственное значение. Поэтому, в кризисный год на повестке и оказалась тема развития малого и среднего бизнеса. Но, к сожалению, ожидания представителей МСБ от широко разрекламированного доклада главы Тульской области не оправдались.

Заодно зависла и реализация поручения первого вице-премьера Игоря Шувалова синхронизировать деятельность различных структур, которые занимаются поддержкой бизнеса. Ожидалось, что идея создания специального ведомства будет вынесена на Госсовет как одна из предлагаемых мер поддержки бизнеса. На пост главы новой структуры некоторые как раз и прочили Владимира Груздева, срок полномочий которого близится к концу.

[:same:]

Напомним, что Владимир Груздев был наделен полномочиями губернатора Тульской области в августе в 2011 года. То есть, еще Дмитрием Медведевым, занимавшим тогда пост президента страны. Таким образом, фактически глава Тульской области является ставленником либерального крыла нынешнего правительства. Но похоже, что ставка на Груздева себя не слишком оправдывает.

У губернатора достаточно яркий образ и риторика, но есть ли за ней какие-то реальные дела? В конце января губернатор Тульской области Владимир Груздев на совещании в Кремле у помощника президента Игоря Левитина, сообщил об обострившейся в связи с кризисом проблеме: на финансирование полномочий, переданных региону из центра, нужно больше денег, чем есть у него в распоряжении.

Груздев, как следует из текста доклада, сообщил, что в 2012 году на уровень региона были переданы полномочия по содержанию органов внутренних дел с одновременным перераспределением доходных источников – акцизов на алкоголь. Также региону передали полномочия по содержанию учреждений среднего профессионального образования.

В результате, по оценке губернатора, потери областного бюджета составили около 500 млн руб. в год, а Минфин выделил в 2012 году дотацию на их компенсацию всего в 352 млн руб., в 2013 году – 236 млн, в 2014 году – 117 млн, на 2015 год дотация вообще не предусмотрена. «Как показывает практика исполнения бюджета Тульской области, в отдельных случаях финансирование переданных полномочий обеспечивается только в первый год их реализации. Затем оно сходит на нет. Это подтверждает распределение дотаций Минфином», – сообщил Груздев.

Таких выпадов против политики федерального центра со стороны губернаторов не было уже давно. А что в итоге? Фактически, глава региона раскритиковал бюджетную политику Минфина, который, передавая полномочия регионам, по мнению Груздева, недостаточно их финансирует. Но антикризисный план правительства и так предполагает, что регионы дополнительно получат 160 млрд руб. бюджетных кредитов. С учетом уже заложенных в федеральном бюджете средств в общей сложности получается более 300 млрд.

[:rsame:]

Что же происходит во вверенном Груздеву регионе? Если верить областным тульским СМИ, власть и общественность сообща решают, как работать в условиях санкций, как обеспечить продовольственную безопасность и дальнейший рост экономики региона. То есть, налицо все признаки либеральной политики.

На самом деле, все иначе. У губернатора прослеживается авторитарный стиль управления. В области почти не осталось СМИ, неподконтрольных главе региона и готовых предоставлять не вполне удобную для него информацию. Например, по количеству безработных. По данным Росстата, уровень безработицы в Тульской области в феврале этого года достиг 4,3% (это почти 34 тысячи человек) в то время, как в среднем по ЦФО этот показатель составляет 3,3%.

Сразу же после назначения губернатором, Груздев раскритиковал порядки в регионе и пообещал реформы в структуре власти. Но на деле реформы неоднозначные, а его деятельность то и дело сопровождают скандалы. Например, он не только не смог пресечь на территории региона распространение коррупции, но и покрывал подозреваемого в растрате экс-мэра Тулы Александра Прокопука. Летом прошлого года в его отношении Следственный комитет Тулы возбудил уголовное дело, предъявив обвинения в растрате в особо крупном размере (более 5 млн руб.). Незадолго до возбуждения уголовного дела он добровольно сложил с себя обязанности мэра, пробыв на этом посту менее двух лет.

«О том, что экс-мэр перевел часть бизнеса на себя, было известно еще до того, как он стал мэром Тулы. Однако Груздеву это не помешало поддержать кандидатуру Прокопука на должность главы города», - писали «Известия». В такой ситуации губернатор должен вести себя максимально жестко и принципиально, а не пытаться скрывать проблемы.

Одним словом, громогласные заявления и красивые обещания губернатора Груздева далеко не всегда подтверждаются чем-то реальным. История с неудачной попыткой предложить реформу для сектора малого и среднего бизнеса, решить по-настоящему острую для страны проблему, по большому счету свелась к поверхностным заявлениям. Непроработанные и сырые идеи были выданы за решения, которые предлагалось масштабировать на всю страну. В других случаях и вовсе возникает ощущение, намеренных манипуляций с информацией. Ну, или же ее недостаточно хорошо проверяют.

Показательна нашумевшая ситуация с электричками. Буквально на следующий день после заявления тульских чиновников об отмене электричек, начался грандиозный скандал, в который был вынужден вмешаться президент страны. Но в действительности пригородные электрички в Туле никто и не думал отменять.

Существующая модель исполнительной власти и ее низкое качество - уже не проблема, а угроза, заявил недавно губернатор Воронежской области и экс-министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев.

К сожалению, все это в полной мере относится к исполнительной власти в губернаторском корпусе. Владимир Груздев – выходец из торгового бизнеса, который был основан в лихие 90-е, и оказавшись на «гребне волны», разросся до масштабов крупной торговой сети. В этом бизнесе свои законы, едва ли не самый главный – быстрая оборачиваемость продуктов. И тут не важно, насколько созрел тот или иной фрукт, важнее продать его в кратчайшие сроки. Но то, что подходит для продуктового гипермаркета, далеко не всегда годится для государственной деятельности. Здесь нужны проработанные и взвешенные идеи, а также зрелые решения без подмены понятий.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика