Победа РПЦ над "Тангейзером", Минкультуры и российским судом

Гордиев узел «Тангейзера» разрубили административным мечом — потому, что не сработали ножницы «защиты чувств верующих»

Фото: Спектакль «Тангейзер» // Новосибирский театр оперы и балета / opera-novosibirsk.ru

Гордиев узел «Тангейзера» разрубили административным мечом — потому, что не сработали ножницы «защиты чувств верующих».

[:rsame:]

Надо откровенно сказать, что людям, которые называют себя верующими, в России позволено, кажется, всё. Известно, что те, кто пожаловался на «Тангейзер», постановку не видели. Известно, что режиссёр новосибирского театра Борис Мездрич был уволен в том числе за то, что отказался, как требовало Министерство культуры, просить прощения за спектакль — у тех, кто спектакля не видел. Сказал, что это не в его принципах.

Зато, по всей видимости, в принципах людей, которые окормляют сегодня в России тех, кто называет себя верующими, организовывать кампанию общественного возмущения — а затем отходить в сторонку. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон не пришёл на воскресный митинг в защиту чувств людей, называющих себя верующими и оскорблённых «Тангейзером». Однако новосибирский же митрополит на днях был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» согласно указу Владимира Путина. Награждён за многолетнюю борьбу против тоталитарных сект и, конечно, не нарочно именно в дни скандала вокруг «Тангейзера» — подобные неслучайные награждения вообще становятся странной традицией...

Так что, по всей видимости, напрасно пытались Мездрич и компания найти если не покровительства, то посредничества у мэра Новосибирска (коммунист Анатолий Локоть). Сигнал, что называется, пошёл, и гораздо выше: сперва губернатор области Владимир Городецкий назвал постановку «Тангейзера» «совершенно безобразным случаем» и заявил: «И к цензуре нельзя возвращаться, но и в то же время видеть эту грань какой-то совещательный орган с участием экспертного сообщества должен».

[:same:]

И как будто предугадал губернатор сделанные в понедельник заявления пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова — о желании государства видеть «корректные постановки» — и замглавы Администрации президента Магомедсалама Магомедова, намекающее на вероятность возврата к практике госприёмки спектаклей: «Наверное, надо на каком-то этапе смотреть репертуар, особенно государственных театров. <...> Надо будет и дальше прослеживать, чтобы на площадках важных и общероссийских были произведения, которые направлены на сплочение наших людей, на единство народов страны, а не те, которые раскалывают общество».

Стало быть, пресловутые худсоветы? При этом возврат к ним, как объясняли некоторые представители театральной общественности в ходе дискуссии о «Тангейзере», будет меньшим из зол в ситуации, когда альтернатива — уголовное преследование. То есть цензура предварительная лучше, чем цензура последующая, она же карательная. И теперь уже Министерство культуры лукаво призывает Новосибирскую епархию РПЦ забрать своё заявление из полиции, так как споры о культуре должны-де разбирать не следователи, а деятели культуры. Осмелюсь спросить: не те ли самые деятели культуры, что осудили административные гонения на «Тангейзер»? Среди них были и отнюдь не склонные к фронде Евгений Миронов, Олег Табаков и Александр Калягин...

[:rsame:]

Оскорблённые представители общественности напирали на то, что культура, особенно финансируемая государством, не должна становиться неким гетто, куда им нельзя будет заходить без страха за неприкосновенность своих религиозных чувств. Видимо, на этом основании им необязательно видеть спорный спектакль, чтобы оскорбиться: видимо, их задевает сам факт постановки, в которой один из актёров играет актёра, играющего Христа как персонажа эротического фильма. (Я не заговорился — там именно столько уровней условности.)

Однако штука в том, что суд не нашёл оскорбления религиозных чувств в «Тангейзере». Тем не менее Министерство культуры «приняло меры» — уволило директора театра. Иными словами, коль скоро судья не нашёл вины тандема Кулябина и Мездрича, был приведён в действие административный аппарат. И здесь впору спросить, почему церковь оказалась в силах задействовать, кажется, надправовые механизмы, подозрительно похожие на «телефонное право»?

К слову, в некоторых странах, где имеется государственная церковь, она подчиняется как раз Министерству культуры. В России официально государственной церкви нет, а Русская православная церковь отделена от государства — но, как видно, всё наоборот, коль скоро трёхтысячный (по самым оптимистичным оценкам) митинг верующих сломил институт исполнительной власти и просто не заметил решения института власти судебной.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика