Пресс-конференция Путина: скрытый смысл откровений президента

Государственную пропаганду не раз ловили за руку, но ей продолжают доверять: общественное сознание ничто не поколеблет

Фото: Кадр видеотрансляции

Государственную пропаганду не раз ловили за руку, но ей продолжают доверять: общественное сознание ничто не поколеблет.

От пресс-конференции Владимира Путина ждали ответов на вопросы, которые возникли после двухдневного обвала рубля. Обращение к Федеральному Собранию, с которым Владимир Путин выступил в начале декабря, скорее разочаровало. «Чёрный понедельник» и «чёрный вторник», предшествовавшие путинской пресс-конференции и обвалившие рубль, только добавили вопросов. Но и 18 декабря собственно экономических заявлений от Путина не дождались. По самой горячей теме Путин высказался сходу (и даже предложил следом завершить конференцию): «В целом абсолютно адекватно и в правильном направлении происходит действие».

[:same:]

А раз так, то и ситуация в экономике является, как выяснилось позже в ответе на вопрос корреспондента Первого канала, даже не расплатой за присоединение Крыма, а «расплатой за естественное желание самосохраниться как нация». Путин продолжает линию, начатую в послании Федеральному Собранию: Россия, встающая с колен, во враждебном окружении, и Крым лишь повод, чтобы ринуться на неё. Президент России даже сравнил вновь деятельность России на международной арене с жизнью медведя в естественной среде обитания: якобы недовольство вызывает то, что мишка «гоняет поросят и подсвинков по тайге», а не «питается ягодками и медком».

При этом Путин, конечно, избегал конкретики как только мог. Хоть бы даже в примере с медведем — не сказал напрямую, что Россия («мишка») хочет делать в своих зонах интересов («тайге») с другими странами («поросятами и подсвинками») то же, что медведь делает с животными помельче. Но стремление Путина высказываться хлёстко и в то же время неконкретно, отвечать в выражениях ни к чему не обязывающих, в общем, не новость. Вообще чтобы понять, что на самом деле имел в виду Путин, его слова приходится бессовестным образом выворачивать наизнанку. Увы, только так можно увидеть суть: не что обещается, а какой простор для манёвра оставляют эти заявления.

Например, президент заявил: «Экономика будет расти. При самом неблагоприятном стечении обстоятельств на это потребуется два года», — и понимать это следует так, что в ближайшие два года никакого спроса с российского руководства быть не может: кризис ведь, понимать надо. Впрочем, в свете пассажей о «расплате за желание самосохраниться» любое недовольство экономическим крахом можно объявить крамолой. Недаром когда президенту был задан вопрос о его ответственности за раскол в обществе и возвращение в политический обиход терминов «национал-предатели» и «пятая колонна», он объяснил, что «пятая колонна» — это «люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства». Раз в интересах врагов России поставить её на колени санкциями, следует стиснуть зубы, когда экономика страны рушится. Словом, «не раскачивайте лодку» — всё это мы уже слышали и в более благополучные времена.

[:rsame:]

Впрочем, с экономикой в конечном счёте всё будет хорошо, заверил Путин: «Экономика неизбежно приспособится к условию низких цен на энергоносители. Даже если мы исходим [из того], что цены на энергоносители будут снижаться, наступит момент, когда цена все-таки начнет расти», — сказал президент, и это, опять-таки, означает в переводе на русский, что экономика просто никуда не денется от необходимости приспосабливаться, потому что помогать ей подчёркнуто не обещают и, видимо, не собираются. Здесь слова Путина совпадают с признанием министра экономического развития Алексея Улюкаева: утром было опубликовано его интервью, в котором чиновник признал, что хотя правительство и «ищет какие-то уловки», у него нет антикризисного плана.

Правда, ещё министр сказал, что все напрасно ждут «отскоков» — и в этом разошёлся с Путиным, который сегодня заверил, что «отскок в плюс и последующий рост неизбежны». Но Путин и Минторговли не первый раз попадают в противофазу. Президент вновь выразил озабоченность ценами на бензин, и тут впору напомнить, что на следующий же день после прошлого подобного заявления главы государства ведомство Алексея Улюкаева объявило о неминуемом повышении цены на топливо в будущем году.

[:same:]

Но, кажется, даже такая разноголосица и даже откровенно провальные с точки зрения «народного лидера» проговорки — вроде той, что Путин «не считает свою зарплату» в ответ на вопрос о доходах чиновников — неспособны поколебать эту герметичную систему взглядов: все успехи — от правильных действий власти, все провалы — от козней её врагов, поэтому все критики власти — на стороне врагов и сами враги, спят и видят Россию в руинах.

Поэтому напрасно некоторые удивлялись появлению на телеэкранах корреспондента украинского информагентства, который задал Путину вопросы о «карательной операции на востоке» Украины, погибших в Донбассе российских военных и судьбе Надежды Савченко. Сам Путин не смутился нимало: виновность Савченко определит суд, российские войска в Донбасс никто не отправлял, а карательную операцию ведёт Киев. Причём последнее утверждение, подчеркнул президент, существует «в нашем общественном сознании». Откуда оно там взялось?

...За два дня до путинской пресс-конференции в эфире Первого канала появился ни много ни мало депутат Верховной рады Украины. Блогеры уверяют, что этот фрагмент был только в прямом эфире на Дальний Восток, а из трансляции на европейскую часть России его уже изъяли. Может, и так. Но ведущие украинца заткнули буквально не сморгнув: любой несогласный — враг и лжец (либо дурак, который поверил врагам и лжецам), любые его аргументы основываются на лжи. Не можешь опровергнуть — оскорбляй. Не помогает — начинай кричать. Не можешь взять глоткой — выкинь оппонента из студии/из эфира.

Так что, пожалуй, одним из самых важных и интересных ответов Путина стоит назвать ответ на вопрос об изменениях законах о рекламе, фактически поставивших крест, например, на телеканале «Дождь»: «Рекламный рынок всегда сужается. И мы должны либо поддерживать общефедеральные каналы из бюджета, либо дать им возможность воспользоваться возможностями рекламного рынка. Эти решения были инициированы представителями масс-медиа». В переводе на русский: монополию на информацию необходимо охранять, поскольку именно она лежит в основе существующей стабильности. Именно она цементирует ту самую систему взглядов, где всё замкнуто в себе и любые пресс-конференции со сколь угодно острыми вопросами оставляют у трудящихся только чувство глубокого удовлетворения. Или, как предположил журналист «Собеседника», становятся «сеансами психотерапии»: всё хорошо. Всё под контролем. Расслабьтесь. Ваши веки каменеют. Рубль и баррель ещё потяжелеют. Кто нас обидит — пожалеет. Вам не хочется раскачивать лодку. Вам хочется спать.

[:rsame:]

Кстати, выступавшая на пресс-конференции от «Дождя» Ксения Собчак даже отметила, что на сей раз пресс-конференция была более живой и содержательной, чем прежде. Сама Ксения спросила Путина о поджогах домов предполагаемых родственников террористов, якобы санкционированных властями Чечни. Путин ответил Собчак, а спустя некоторое время слово взял пресс-секретарь Рамзана Кадырова и обвинил журналистку во лжи. И напрасно она кричала (уже без микрофона), что может доказать, что не лжёт, и показать соответствующие записи в инстаграме Кадырова: «Ксения, Вам не мешали», — укорял её Дмитрий Песков.

Что это было? Многоходовочка. Просто очередная многоходовочка. Путин опять всех переиграл.

 

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика