Евгений Ясин: Игра цены на нефть и новые причины кризиса

Евгений Ясин считает, что экономические проблемы России связаны не только с ценой на нефть, и предложил их решение

Фото: СургутНефтьГаз // Александр Шемляев / Russian Look

Евгений Ясин считает, что экономические проблемы России связаны не только с ценой на нефть, и предложил их решение.

Нынешнюю ситуацию иногда сравнивают с 2009 годом. Тогда был в разгаре мировой кризис и цены на нефть упали почти до нынешних (79,8$ за баррель), а вот за доллар давали всего в пределах 30 рублей. Почему же ситуация 2009 года была далеко не так опасна, как нынешняя? И почему сейчас рубль слабеет так стремительно?

[:same:]

Все дело в том, что, когда мы пытаемся понять события через призму цифр, это всегда дает сомнительный результат: ведь связи неочевидны и неоднозначны. Вспомните хотя бы 1980–1990‑е, когда нефть стоила 8$, а мы совсем не обращали внимания на этот показатель.

«В игре» ведь не только цены на нефть, надо учитывать и другие показатели. Попробуем всё разложить по полочка­м.

Первое: в 2009-м цены на нефть достаточно быстро стали снова расти.

Второе: перед кризисом у нас были тучные годы и мы жили на их инерции. Тут надо смотреть на динамику роста ВВП, а она с 2012 года пошла вниз. Сегодня же мы впервые подошли к рецессии, идет процесс падения производства. И это гораздо более тревожный момент, чем тогдашняя ситуация.

Третье: условия, благоприятные для развития бизнеса, отсутствуют в России с 2003-го. Рано или поздно это должно было начать сказываться.

И наконец, тогда не было санкций и изоляции страны.

[:image:]

В общем, сегодня ситуация кардинально иная, и с этим мы должны считаться. Факторы, которые раньше действовали и поднимали нашу экономику, сегодня не работают, это мы видим в том числе и в стремительном падении курса рубля.

Вообще, цены на нефть – ненадежный показатель. Потому что, какими бы высокими они ни были, проблемы все равно возникают – если не складывается пасьянс из других показателей.

[:rsame:]

Что могло бы изменить ситуацию? В последнее время я стал употреблять такой термин: институциональные перемены. Под ними я подразумеваю свободное предпринимательство, острую конкуренцию и верховенство закона. Мы всего этого не имеем, в том числе по собственной инициативе, так как предпочитаем пользоваться ручным управлением страной.

И последнее. Сегодня слабеют курсы практически всех валют, даже сильные иена и британский фунт. Падают валюты Канады, Австралии, Швеции, Венгрии, Индии... Кто-то больше, кто-то меньше, но в общем все, кроме доллара и евро.

Причины разные. Но среди них есть и такая: в кризис люди опасаются за сбережения и, не доверяя национальным валютам, покупают резервные, тем самым еще больше укрепляя доллар и евро.

 

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика