Что творилось за кулисами нового послания Владимира Путина

Помогут ли предложенные президентом меры разрешить проблемы, многие из которых в послании даже не упоминались?

Фото: Владимир Путин на телеэкране // Global Look Press

На этой неделе правительство начало обсуждать поручения по итогам очередного послания президента, сделанного 4 декабря.

Санкционное меню

– Если бы подобное послание было озвучено в 2012–2013-м, оно смотрелось бы органично, – считает политолог Павел Салин. – Но в последний год Россия оказалась в принципиально новой ситуации.

[:same:]

Эта ситуация отражалась и в ожиданиях слушателей, и даже, кажется, на их внешнем виде. В отличие от прошлого года, в этот раз даже властные дамы предпочли темные тона в одежде. Самый сдержанный и неброский наряд был у главы Центробанка Набиуллиной. Чуть ярче на общем фоне выглядела разве что глава Счетной палаты Голикова.

Меню предварительного фуршета тоже было откровенно санкционным. Пирожки с капустой и мясом, канапе с колбасой и кусочками красной рыбы. Никакой былой осетрины. Даже сыра не было. Хотя депутат Дмитрий Гудков мог бы подсказать устроителям, где его взять.

– В гипермаркете сейчас появился белорусский сыр с голландским названием, – поделился он, добавив, что от самого послания ничего особо не ждет. А ведь многие ждали.

– Пусть он расскажет об угрозах, о наших победах мы и так знаем из ТВ, – пожелала депутат Елена Драпеко.

Ее коллега Елена Мизулина ожидала заявлений по семейной политике и разрешения «неопределенностей» в экономике. В целом собравшиеся хотели, чтоб президент их успокоил и сказал, как жить (им же надо это разъяснять избирателям). Ответ на второй вопрос глава ЛДПР Жириновский знал еще до начала:

– Жить надо, радуясь. У нас самая богатая, великая держава в мире!

[:image:]

Вот только во время послания подчас становилось не столько радостно, сколько страшно. «О тяжких поражениях 41–42-го годов нельзя забывать, чтобы не повторять ошибок в будущем», – заявил Путин, говоря о грядущем 70-летии Победы в ВОВ. В контексте можно было подумать, что скоро нас ждет повторение страшной военной угрозы.

Вообще, вся внешнеполитическая риторика первой части послания была небывало жесткой, напоминая обороты времен железного занавеса. Вопреки смелым прогнозам, президент ничего не сказал о Новороссии, зато заявил о «сакральном значении» Крыма, где находится, оказывается, «духовный исток... русской нации».

Трусливые капиталы

Почти вся остальная часть послания хоть и была посвящена экономике, но, увы, ответа на главный вопрос: как жить, когда рубль падает, цены растут, а зарплаты и не думают повышаться – так и не прозвучало. Конкретная помощь была предложена лишь бизнесу: мораторий на введение новых налогов и сборов, налоговые и надзорные каникулы и «полная амнистия капиталов, возвращающихся в Россию».

[:rsame:]

За все эти меры слушатели по окончании мероприятия президента очень хвалили. Но, как сказал глава РСПП Шохин, «теперь дело за реализацией». А она зависит от доверия адресатов. К примеру, бизнесмен Чичваркин уже заявил прессе, что не верит, будто его не будут преследовать, если он тоже воссоединится с Россией. Кстати, амнистия капиталов, объявленная в 2007-м, вернула в страну лишь 4 млрд руб. – ничтожная цифра в сравнении со всем объемом офшорных сокровищ. Нынешняя ситуация располагает к этому еще меньше.

– Возвращать капиталы надо, чтобы потом здесь инвестировать. А кто на это сейчас решится? – прокомментировал один из питерских бизнесменов. – Напротив, отток капиталов за этот год – больше 120 млрд $. Налоговый мораторий? Тоже хороша идея. Особенно после повышения налога на недвижимость и введения сбора с торговли в Москве и Питере. Отмените тогда их, а иначе это лицемерие!

Великий мечтатель

Слушатели в Кремле, конечно, никакой критики не высказывали. Члены кабмина в основном быстро покинули здание – торопились поработать по итогам послания. Зато депутаты выходили с просветленными лицами: им в честь мероприятия отменили ночные учения по ГО в столичном метро. Зампред Госдумы Исаев назвал послание «одним из самых оптимистичных» за последние годы. Но у сторонних наблюдателей были иные отзывы.

К примеру, глава «Яблока» Митрохин, которого в этот раз не пригласили, заявил, что своим спичем Путин отбил у Ленина звание кремлевского мечтателя. Действительно, казалось, что местами послание описывало некую параллельную реальность. Несмотря на бегство капиталов, говорилось, что «Россия значительно продвинулась в улучшении делового климата». Несмотря на все трудности импортозамещения, «Россия способна стать поставщиком идей и технологий для всего мира». Неким чудесным образом инфляция должна снизиться до 4%, а производительность труда вырасти на 5%.

[:same:]

Не было сказано ничего о падающих ценах на нефть. А падение рубля лишь «повышает конкурентоспособность наших компаний». Строго глядя в зал, Путин сказал, что «власти знают», кто те «спекулянты», что играют на колебаниях курса, и надо отбить у них охоту к этому. Почему же этого не сделали раньше, раз спекулянты известны? Кстати, их личности президент так и не раскрыл. На эту тему участники мероприятия потом фантазировали перед журналистами.

– Глава СР Миронов причислил к спекулянтам пять крупнейших российских банков, а глава СВР Фрадков отнес к ним неких внешних врагов, и это характерно, – считает политолог Дмитрий Орешкин. – Больше никого они обнаружить не могут, ведь главный враг и виновник – правящая корпорация. Признание и решение проблем изначально было невозможно, их корень не может изжить сам себя.

А в утешение гражданам был предложен новый общественный договор.

– Старый – лояльность в обмен на рост доходов – себя исчерпал, – считает Павел Салин. – В послании был частично обнародован новый – восстановление державности при необходимости затянуть пояса. И учитывая рейтинг президента, антизападный настрой населения, такой договор скорее будет принят позитивно. Но надолго ли? Как люди будут относиться к этой идее через год – большой вопрос.

[:image:]

/Справка

Это послание стало 21-м в новейшей истории и 11-м для Путина. Правда, в 2002-м внешнеполитическая риторика президента была кардинально другой: «В современном мире с нами никто не собирается враждовать». В 2003-м Путин заявлял о курсе на «интеграцию в Европу». Уже в 2012-м он говорил, что Россия за 4–5 лет должна обеспечить независимость от импортных продуктов и сама стать крупнейшим в мире их поставщиком. В 2013‑м много говорилось об укреплении обороноспособности. Обычно каждое послание содержало обширный социальный блок – в этот раз президент уделил ему меньше внимания.

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика