До чего могут довести массовые протесты в США

О том, почему протесты в США не являются уникальным явлением в истории страны, в чем их природа и почему они не прекратятся в ближайшее время, рассказал политолог, глава Института США и Канады РАН Сергей Рогов

Фото: Global Look Press

О том, почему протесты в США не являются уникальным явлением в истории страны, в чем их природа и почему они не прекратятся в ближайшее время, рассказал политолог, глава Института США и Канады РАН, член Российской академии наук, а также научного совета Российского совета по международным делам Сергей Рогов.

Попытки властей США остановить распространение массовых выступлений пока не увенчались успехом. Две недели протестов продолжаются и, кажется, только расширяют свою географию. Судебная система снова провоцирует общество: вслед за Фергюсоном в Нью-Йорке присяжные окружного суда не стали привлекать к ответственности полицейского Дэниэла Панталео, который при задержании по подозрению в незаконной торговле сигаретами задушил чернокожего Эрика Гарнера. Но, как рассказал Сергей Рогов, нынешние протесты — явление закономерное: подобные социальные волнения на расовой почве вспыхивают через каждые несколько лет.

[:same:]

— Ряд американских районов сохранили характер гетто, что постоянно приводит к острым спорам. Связано это с тем фактом, что некоторые социальные программы, которые осуществляют США, в частности оказание помощи бедным, привели к тому, что разрушена негритянская семья. К примеру, мать-одиночка имеет право получать пособие, и это наносит вред семье. В таких неполных семьях растет молодежь, которая не получает качественного образования, не может найти хорошую работу. Всё это приводит к широкому распространению преступности, наркомании, а затем к постоянным войнам в этих гетто между чернокожими американцами и полицией, — объяснил эксперт.

Особенность этой волны беспорядков — в бездействии правительства в отношении жестокого обращения полиции с подозреваемыми, что воспринимается как проявление расизма и вызывает возмущение в обществе.

То, что волнения носят серьезный характер, доказывает привлечение для их подавления Национальной гвардии. В то же время не следует драматизировать ситуацию: при подобных обстоятельствах это неизбежно, подчёркивает Сергей Рогов:

— Когда происходят массовые бунты, поджоги, грабежи, то требуются более значительные силы для поддержания порядка, поэтому для подавления бунтов используется не только полиция, но и Нацгвардия.

[:image:]

Рогов напомнил, что в 60-х годах ХХ века на пике массовых беспорядков, вызванных межрасовыми конфликтами, для подавления многочисленных акций неоднократно привлекалась армия. Так произошло и в 1968 году после смерти Мартина Лютера Кинга, самого известного борца за гражданские права афроамериканцев — его убийство привело к массовым столкновениям в десятках городов.

Впрочем, протесты, начавшиеся в Фергюсоне, к кардинальным изменениям в стране протесты не приведут, считает политолог:

— Я не думаю, что в результате этих выступлений произойдут радикальные изменения. Скорее всего, протесты пойдут на убыль и всё вернется на круги своя. Будут приняты какие-то полумеры. В частности, будет увеличен прием чернокожих американцев в органы полиции.

Однако проблемы сегрегации, расовой дискриминации, доныне не до конца преодоленные, в дальнейшем еще долго будут оставаться проблемой в США, считает Рогов:

— Проблема в том, что неизвестно, какой именно повод вызовет следующие бунты. Можно только гадать. По крайней мере, нынешний протест не является заключительным.

[:rsame:]

Рогов также подчеркнул, что подобные проблемы существуют и в других странах, однако имеют несколько иной характер. Так, в европейских и в некоторых арабских странах проблемы связаны с современной миграцией, со способностью (вернее, неспособностью) общества адаптировать прибивших, в то время как межрасовые конфликты в США имеют другой характер:

— В Америке негры появились тогда же, когда появились белые люди: фактически сразу начался завоз рабов с Африки, и это очень сильно отличается от ситуации в других государствах мира.

Напомним, что беспорядки в Фергюсоне начались 9 августа 2014 года, когда 28-летний белокожий полицейский Даррелл Уилсон застрелил при попытке задержания безоружного чернокожего 18-летнего подростка Майкла Брауна. Через несколько дней волнения пошли на спад, но обострились вновь после 24 ноября, когда суд присяжных отказался предъявлять обвинение Дарреллу Уилсону за отсутствием улик о составе преступления.

 

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика