Зачем России нужен термин "страна-агрессор"

Эксперты критически отнеслись к законопроекту, который предлагает признать «странами-агрессорами» государства, принявшие антироссийские санкции, и запретить их гражданам и фирмам предоставлять аудиторские и юридические услуги в России

Фото: Global Look Press

Опрошенные «Собеседником» эксперты критически отнеслись к законопроекту, который предлагает признать «странами-агрессорами» государства, принявшие антироссийские санкции, а также запретить их гражданам и фирмам предоставлять аудиторские и юридические услуги в России. Этот законопроект был внесён в Госдуму 3 декабря.

По мнению специалистов, законопроект о «странах-агрессорах» мало того что не нужен — он вреден для российского общества. Если депутатская инициатива будет одобрена, то Россия замкнётся в собственных границах, а уровень аудиторских и юридических услуг ухудшится, при этом их цена только увеличится, опасаются опрошенные нашими журналистами специалисты.

[:same:]

Председатель общества по защите прав потребителей «Адепт Права» адвокат Евгений Храмцов предположил, что понятие «страна-агрессор» нужно не столько гражданам, сколько фирмам, желающим избавиться от сильных иностранных конкурентов:

— Нам понятие «страна-агрессор» не нужно. Возможно, это нужно депутатам, чтобы показать видимость работы. А может быть, какие-нибудь влиятельные лобби крупных юридических фирм, которые плотно связаны с правительственными кругами, решили под этот шумок убрать конкурентов. У нас довольно большую часть рынка юридических и аудиторских услуг держат представители «большой четвёрки»: PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, EMG, Deloitte. Чтобы выдавить их с рынка, воспользовались политической ситуацией, — сказал Храмцов, добавив, что среди наших депутатов есть довольно много юристов, плотно связанных с юридическими бизнес-кругами.

[:image:]

При этом адвокат признал, что в любой ситуации есть как минусы, так и плюсы, и если иностранных адвокатов всё-таки выдавят из России, то, например, у него самого в далёкой перспективе увеличится клиентура. Однако российские юристы, избавившись от конкурентов, опустятся на «доморощенный уровень», уверен Храмцов:

— В глобальном смысле любое притеснение конкуренции только ухудшает положение потребителей, потому что оставшиеся — такие более монополистические силы — только ухудшат качество сервиса и увеличат цены. В юридическом бизнесе стандарты качества услуг всё-таки задают иностранные компании: у них на голову выше менеджмент, всё у них упорядоченно, там гораздо более прозрачные системы оплаты. Я всегда стараюсь на них равняться, — признался наш собеседник.

Политолог и экономист Дмитрий Травин тоже считает, что принятие законопроекта о «странах-агрессорах» не сулит россиянам ничего хорошего. Однако эта законодательная инициатива, с сожалением констатирует эксперт, находится в тренде нынешней российской политики, курс которой 4 декабря обозначил в своём послании Федеральному собранию президент Владимир Путин:

[:rsame:]

— Президент говорит, что наша страна находится в кольце врагов. Раз мы находимся в кольце врагов, то понятна реакция народа: народ должен сплотиться вокруг национального лидера и каким-то образом противостоять агрессорам. Поэтому в этой ситуации будут использоваться все возможные методы, чтобы создать впечатление относительно стремления иностранцев то ли завоевать нас, то ли подорвать нашу мощь. Всё логично, всё понятно, хотя это не имеет никакого отношения к действительности, — прокомментировал Травин предложение депутатов запретить гражданам и фирмам «стран-агрессоров» предоставлять аудиторские и юридические услуги в России.

По словам Дмитрия Травина, если власти избавятся от иностранных аудиторских компаний, то Россия не сможет привлекать зарубежные капиталы и со временем «окуклится»:

— У нас вводится запреты на импорт, могут вводиться запреты на разные виды деятельности. Это говорит о том, что какие-то наши компании будут выполнять аудиторские функции, но их оценки не будут иметь никакого значения для мирового рынка. Допустим, если какая-то наша крупная компания хочет размещать акции на мировом рынке, то выводы нашей аудиторской фирмы не будут иметь никакого значения. Мы, по сути дела, будем замыкаться в своих собственных границах. Если мы захотим привлечь капитал из-за границы, мы этого не сможем — без независимого аудита это очень трудно делать.

Евгений Храмцов также опасается, что в случае принятия законопроекта о «странах-агрессорах» российские бизнесмены потеряют возможность выходить на зарубежные рынки:

— Чтобы фирма котировалась на международных биржах, да даже на российской, но чтобы её покупали иностранные фонды, она должна регулярно проходить аудит, причём не в любой непонятной компании, а в компании с именем, с определённым рейтингом, а это, как правило, иностранные компании, — описал ситуацию адвокат.

[:image:]

Депутаты, предлагающие запретить гражданам и фирмам «стран-агрессоров» заниматься аудитом и юриспруденцией в России, заявляют, что их законопроект, помимо всего прочего, позволит защитить государственные тайны от иностранцев, многие из которых предоставляют услуги госкомпаниям. В этой связи адвокат Евгений Храмцов предлагает запретить работать с иностранцами не всем поголовно россиянам, а только «стратегическим» компаниям:

— Почему, — задаётся риторическим вопросом юрист, — меня как частное лицо в чём-то ограничивают, если я распоряжаюсь не государственными, а личными интересами?

[:same:]

Несмотря на то, что «законодательный бред» в России в условиях кризиса только нарастает, наши собеседники не теряют надежды на лучшее. Оптимальным решением вопроса о судьбе иностранных юридических и аудиторских фирм в РФ был бы провал в Госдуме законопроекта о «странах-агрессорах», считает политолог Дмитрий Травин:

— Посмотрим, что будет. Конечно, у нас можно наделать массу глупостей, и эти глупости у нас каждый день появляются. Но всё-таки считаное число квалифицированных людей в правительстве осталось, и они будут сопротивляться.

Не теряет оптимизма и адвокат Евгений Храмцов:

— Периодически такие «пробные шары» по всяким инициативам запускаются, причём, я думаю, с ведома властей. Они отслеживают мнение общественности: если общество против, то они откладывают инициативу в долгий ящик. А если что-то прошло в тишине, то, наверное, утверждается. Будем надеяться, что здравый смысл возобладает.

Напомним, 3 декабря депутат от ЛДПР Сергей Катасонов, а также его коллеги из «Единой России» Евгений Фёдоров и Антон Романов внесли в Госдуму законопроект, предлагающий признать «странами-агрессорами» те государства, которые ввели антироссийские санкции. В случае принятия законопроекта граждане и фирмы таких государств не смогут работать в отдельных сферах российской экономики, в частности предоставлять аудиторские и юридические услуги. При этом речь идёт не только об иностранных, но и о российских компаниях, связанных с фирмами из «страны-агрессора».

[:rsame:]

«У нас 46 процентов рынка аудиторских услуг занимают иностранные компании. Их услугами пользуются госкомпании, в том числе оборонные. Мы считаем, что в условиях импортозамещения этот высокорентабельный бизнес должен быть российским», — заявил журналистам Сергей Катасонов, добавив, что законопроект позволит пополнить российский бюджет и защитить государственные тайны от иностранцев.

Между тем правительство РФ уже заявило, что не поддерживает этот законопроект, поскольку предлагаемое авторами инициативы определение страны-агрессора не соответствует определению «агрессия», принятому ООН.

 

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика